Большая советская энциклопедия

Главные размерения

Гла́вные размерения

Судна, основные линейные размеры судна. Теоретические Г. р.: длина L между перпендикулярами, измеряемая по продольной оси на уровне грузовой ватерлинии (См. Ватерлиния) от передней кромки форштевня (См. Форштевень) до оси вращения руля; ширина В, измеряемая по корпусу в середине длины на уровне грузовой ватерлинии между наружными кромками Шпангоутов; высота борта Н, равная расстоянию по вертикали у борта между внутренними поверхностями горизонтального киля и палубного настила; осадка Т, измеряемая от грузовой ватерлинии до верха горизонтального киля. Соотношения Г. р. определяют удобство размещения грузов и пассажиров и Мореходные качества судна. На сопротивление воды движению судна влияет значение отношений L/B и В/Т, Остойчивость судна определяется отношениями B/T и H/T, прочность и жёсткость корпуса — отношениями L/H и В/Н, грузовместимость — отношением Н/Т, и т.д. Габаритные Г. р. — длина, наибольшая ширина, высота, наибольшая осадка (с учётом выступающих частей и дифферента судна (См. Дифферент судна)) — определяют возможность плавания судна в ограниченных условиях (через каналы, шлюзы, под мостами, на мелководье), стоянки у причалов, постройки на стапелях, ремонта в доках и т.п.

Э. Г. Логвинович.

Главные размерения судна: а — продольный разрез; б — поперечное сечение (на середине длины судна); НП — носовой перпендикуляр; КП — кормовой перпендикуляр (ось вращения руля); ВЛ — ватерлиния.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте