Музыкальная энциклопедия

Глушковский А. П.

Адам Павлович (1793 — ок. 1870) — рус. артист балета, балетмейстер. Окончил Петерб. балетную школу в 1809, учился у И. И. Вальберха и Ш. Л. Дидло. В 1808-11 танцевал на петерб. сцене, с 1812 — первый танцовщик и балетмейстер в Москве, преподаватель Моск. балетной школы. После 1817 перешёл на пантомимные и характерные роли, в 1831 оставил исполнит. деятельность и до 1839 был гл. режиссёром моск. балетной труппы. Возглавив моск. балетный театр в период Отечеств. войны 1812, Г. передал патриотич. подъём народа, поставив 20 балетов-дивертисментов на рус. нар. темы: "Филатка с Федорой у качелей под Новинским" (1815), "1 мая, или Гулянье в Сокольниках" (1816) (оба на муз. С. И. Давыдова), "Торжество россиян, или Бивак под Красным" (1816), "Казаки на Рейне" (1817) (оба на сборную музыку) и др. В них Г. пропагандировал нац. фольклор, дал образцы театрализации рус. нар. плясок. Тогда же ставил многоактные балеты-мелодрамы в стиле "романа ужасов" на музыку, подобранную капельмейстером М. Ф. Керцелли: "Развратный, или Вертеп разбойников" (1814), "Смерть Рожора, ужаснейшего атамана разбойников..." (1816) и др. В 1817 перенёс на моск. сцену балет Дидло "Зефир и Флора" с музыкой К. А. Кавоса (всего Г. воспроизвёл 14 балетов Дидло). Нек-рые из них обрели в трактовке Г. особую остроту свободолюбивых мотивов раннего романтизма ("Венгерская хижина" А. Венюа, 1819). Г. поставил первый балет на сюжет А. С. Пушкина: "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца (1821). Роль Руслана исполнял сам балетмейстер. Эффектное феерич. зрелище прожило на моск. сцене 10 лет, а в 1824 было перенесено и в Петербург. Воздействия романтич. мелодрамы сказались в дивертисменте Г. "Праздник гарема" (на темы "Бахчисарайского фонтана"), включённом в постановку "Керим-Гирея" Шаховского (1827), и балете "Чёрная шаль, или Наказанная неверность" (1831) (оба на сборную музыку). К романтич. балетной пушкиниане Г. примыкает трёхактный балет "Три пояса, или Русская Сандрильона" на музыку Шольца (1826), по мотивам сказки В. А. Жуковского.

Театрализация рус. муз.-плясового фольклора, свободолюбивых образов поэзии рус. романтизма, развитие на рус. нац. почве эстетич. опыта Дидло определяют прогрессивное значение творчества Г. для балетного театра 1810-30-х гг. Г. — первый теоретик и историк рус. хореографии. Его лит. труды содержат ценные сведения и размышления о балете 1-й пол. 19 в.

Сочинения: Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин", 1856, т. 1, кн. 4, с. 385-412; Воспоминания балетмейстера, (вступит. ст. Ю. Слонимского), Л.- М., 1940.

Литература: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.

В. М. Красовская.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте