Большая советская энциклопедия

Хатчесон

Ха́тчесон

(Hutcheson)

Фрэнсис (8.8.1694, Северная Ирландия, — 1747, Глазго), шотландский философ. Профессор моральной философии в Глазго (с 1729). Систематизировал и развивал идеи А. Шефтсбери; оказал влияние на Д. Юма и А. Смита. Согласно Х., в основе красоты, нравственности и религии лежат особые, независимые друг от друга, «внутренние» врождённые чувства — эстетическое, моральное и религиозное. Так, «моральное чувство» — это инстинктивное эмоциональное одобрение или осуждение поступков. Различая «склонности» как длительные и ясные влечения и «страсти» как неустойчивые и слепые, Х. понимал добродетель как склонность ко всеобщему благу — «наибольшему счастью наибольшего числа людей». Человеколюбие и сознание долга, по Х., не утилитарно, а подобно естественному тяготению. Поскольку моральное чувство имеется также и у неверующих, этика у Х. не зависит от религии. Учение Х., направленное против Т. Гоббса и Б. Мандевиля, противостоит Эвдемонизму и рационализму.

Эстетика Х. созвучна учению Канта о незаинтересованности эстетического наслаждения, но в противоположность Канту утверждает чувственное происхождение прекрасного. Основные принципы прекрасного — гармония, пропорциональность, единство в многообразии.

Соч.: Works, v. 1—6, Glasgow, 1769—74; в рус. пер. — Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика, М., 1973, с. 43—269.

Лит.: Английские деисты XVII и XVIII столетий, «Зап. имп. Новороссийского университета», 1868, т. 3, в. 1; Мееровский Б. В., Эстетика Френсиса Хатчесона, в кн.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика, М., 1973, с. 7—41; Vigone L., L'etica del sense morale in F. Hutcheson, Mil., 1954; Blackstone W. Т., F. Hutcheson and contemporary ethical theory, Athens, 1965; Ossowska М., Myśl moralna oświecenia angielskiego, Warsz., 1966: Scott W. R., F. Hutcheson. His life, teaching and position in the history of philosophy, N. Y., 1966.

Б. Э. Быховский.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте