Новая философская энциклопедия

ИБН РУШД

ИБН РУШД Абӯ ал-Валӣд Мух̣аммад Ибн Ах̣мад [латинизиров. Аверроэс (Averroës)] (1126, Кордова, Испания – 1198, Марракеш, Марокко) – арабо-мусульманский философ, представитель арабоязычного перипатетизма [АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ], ученый и врач, правовед. Родился в семье потомственных кадиев-судей, получил образование по мусульманским религиозным наукам, медицине и философии. По рекомендации Ибн Т̣уфайлав 1169 альмохадский халиф Абӯ Йа‘к̣уб Йӯсуф поручил Ибн Рушду составить комментарии к ряду работ Аристотеля, в этом же году он стал верховным кадием в Севилье. Два года спустя Ибн Рушд вернулся в Кордову, где занял пост верховного кадия. Затем по приглашению того же халифа прибыл в Марракеш, где был назначен придворным врачом вместо престарелого Ибн Т̣уфайла. Ибн Рушд был приближен и к сыну халифа – Йа‘к̣ӯбу, который наследовал отцу в 1184. Незадолго до своей смерти Ибн Рушд попал в немилость к халифу, подвергся ссылке и, по некоторым сведениям, публичному осуждению, хотя вскоре и был возвращен ко двору.

Труды Ибн Рушда делятся на комментаторские и оригинальные. Им были составлены комментарии почти ко всем произведениям Аристотеля (кроме оставшейся недоступной для него «Политики»), к «Государству» Платона, а также к другим сочинениям античных мыслителей и арабо-мусульманских перипатетиков. Толкование аристотелевских работ осуществлялось в виде малых, средних и больших комментариев, среди последних выделяются комментарии к книгам «Метафизика» и «О душе». Важнейшими из самостоятельных трудов Ибн Рушда являются «Опровержение опровержения», написанное в ответ на «Опровержение философов» ал-Г̣āзалӣ, а из теолого-философских – «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией»(с «Дополнением» о божественном знании) и «Книга об открытии путей аргументирования догм общины».

Разделяя в целом систему восточного перипатетизма, Ибн Рушд отстаивал более аутентичный аристотелизм (в частности, очистив его от примесей неоплатонической концепции эманации). Характерное же для него учение о едином общечеловеческом разуме он развивал как подлинно аристотелевское. Ибн Рушд оказал большое влияние на философскую мысль средневековой Европы, где стал известен как Великий Комментатор, оригинальный философ (автор теории двойственной истиныи концепции монопсихизма), а также (по недоразумению) как ниспровергатель всех богооткровенных религий (см. Аверроизм [АВЕРРОИЗМ]).

Литература:

1. Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. – Собр. соч., т. 8. К., 1902;

2. СагадеевА.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973;

3. Multiple Averroés. P., 1978;

4. Leaman О. Averroes and His Philosophy. Oxf., 1988.

H.В.Ефремова



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте