Советская историческая энциклопедия

ИИСУС ХРИСТОС

(от греч. xristos — помазанник, перевод др.-евр. слова "машиах" — мессия) — мифич. основатель христианства, якобы живший в Палестине в 1 в. н. э. и распятый на кресте при рим. наместнике Пилате. Вера в ист. существование И. X., его воскресение и 2-е пришествие на землю составляет один из гл. пунктов символа веры большинства христ. церквей и сект. Об И. X. ничего не знали греч. и евр. писатели и историки 1-2 вв. (Иосиф Флавий, Юст Тивериадский, Филон Александрийский и др.), писавшие о Палестине 1 в. Упоминание об И. X. у Иосифа Флавия является несомненной позднейшей подделкой. Сведения рим. историков Светония и Тацита, писавших во 2 в., неясны и относятся не к И. X., а к христианам более позднего времени. Образ И. X. как сына божьего, якобы воплотившегося в еврее из бедной семьи, чудесным образом зачатом вне брака, проповедовавшем добро, безвинно понесшем на себе грехи мира и тем самым искупившем первородный грех человечества, распятом и воскресшем, сложился в 1 в. в вост. части Рим. империи среди рабов, вольноотпущенников и бедняков. В нем нашли свое отражение широко распространенные на В. представления об умирающих и воскресающих богах. На миф об И. X., очевидно, оказали влияние культ семитского божества Иисуса (самое имя "Иисус" означает "спаситель)", превратившегося впоследствии в героя библейских мифов — Иисуса Навина, мессианизм евреев и их вера в восстановление царства Израиля, учение иудейской секты ессеев о судьбе и новом пришествии казненного "учителя справедливости", а также религ.-филос. учения античности (Филон, Сенека). В наиболее ранних христ. произв. (Апокалипсис Иоанна, ранние послания, приписываемые Павлу) нет никаких данных об И. X. как о человеке (И. X. — мифологич. агнец, закланный от начала мира и грядущий скоро разрушить великую блудницу — Рим). Однако уже в т. н. апостольских посланиях создается образ бога, воплотившегося на земле в человека, распятого на кресте и вознесшегося на небо. Ему приписываются различные изречения, в к-рых отражаются взгляды проповедников складывающихся христ. общин. Из этих сборников, дополненных описаниями вымышленных обстоятельств, при к-рых якобы произнесены те или иные изречения И. X., складываются в сер. 2 в. повествования о чудесной земной жизни И. X. — Евангелия, из к-рых 4 признаются церковью каноническими. В кон. 4 в. с принятием окончат. редакции символа веры (381) завершается догматич. обработка образа И. X. как "богочеловека" с двумя естсствами — божественным и человеческим.

=====

Образ И. X. как мифич. основателя новой религии и церк. учение о вторичном его пришествии были использованы и используются для проповеди смирения и покорности среди нар. масс. Сказания о его смерти и о гробе христовом служили поводом для грабительских войн между приверженцами различных религий (см. Крестовые походы) и религ. погромов (еврейские погромы). С 19 в. с ростом рабочего движения и распространением науч. социализма, а также в связи с победой социализма в ряде стран в 20 в. получили распространение представления о И. Х. как о "первом социалисте"; это представление и теперь используется в целях отвлечения пролет. масс от клас. борьбы, а также приспособления идеологии христ. церкви к новым условиям.

=====

Вопрос об ист. существовании И. X. в бурж. науке решался и решается по-разному. Исследователи т. н. историч. школы (нем. ученый Г. Реймарус, тюбингенская школа, франц. ученые Э. Ренан, А. Луази, А. Швейцер и др.) признают историчность И. X. и нек-рых событий, полож. в основу евангельского повествования. Мифологич. направление считает И. X. мифич. личностью (франц. ученые К. Вольней и Ш. Дюпюи, нем. ученый Бруно Бауэр, англ. ученый Дж. Робертсон, нем. ученый А. Древс, франц. ученый П. Альфарик и др.). Вопрос о признании ист. существования И. Х. не безразличен для исследователя-марксиста, т. к. его науч. решение наносит сильный удар по церк. догме. Однако этот вопрос не следует считать осн. критерием марксистского или немарксистского подхода к раннему христианству.

=====

Лит. см. при статьях Библия, Евангелия.

=====

И. А. Энгельгардт. Москва.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте