Физический энциклопедический словарь

ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

В аэродинамике, часть аэродинамического сопротивления крыла, обусловленная вихрями, оси к-рых берут начало на крыле и направлены вниз по потоку. Эти, т. н. свободные, вихри происходят от перетекания воздуха у торцов крыла (рис. 1) из области под крылом в область над крылом.

Рис. 1. Схема возникновения торцевого вихря в результате перетекания воздуха из области под крылом в область над крылом.

Течение воздуха у торцов вызывает поток, направленный над крылом от торцов к плоскости симметрии, а под крылом — от плоскости симметрии к торцам; в результате в спутной струе, или следе, за крылом происходит вращение каждой ч-цы вокруг оси, проходящей через неё и параллельной местному вектору скорости v потока; направление вращения при этом противоположно для левого и правого полукрыла (рис. 2). Т. о., возникает непрерывная система вихрей, отходящих от каждой точки поверхности крыла.

Рис. 2. Разрез потока за крылом плоскостью, перпендикулярной V.

Свободные вихри вызывают (индуцируют) в области между торцами крыла потоки, направленные вниз, к-рые, налагаясь на набегающий поток, отклоняют последний вниз на угол Da (угол скоса потока).

Рис. 3. Схема образования индуктивного сопротивления (vy — скорость, индуцированная свободными вихрями, a — угол атаки).

Поскольку подъёмная сила крыла должна быть перпендикулярна набегающему потоку, она отклоняется назад на тот же угол Да (рис. 3). Разлагая эту силу на компоненты вдоль и перпендикулярно v, получим И. с. dQинд и подъёмную силу dY. Если крыло имеет бесконечно большой размах, И. с. отсутствует.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте