Новая философская энциклопедия

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (Ἰωάννης ὁ τῆς Κλίμακος) (ок. 579 – ок. 649, Синай), византийский монах и автор аскетико-дидактического трактата «Лествица райская» (отсюда и его имя «Лествичник»). Около 600 поступил в монастырь св. Екатерины на горе Синай, откуда впоследствии удалился в близлежащую келью, и 40 лет прожил отшельником. Был избран игуменом монастыря около 639 и управлял им несколько лет, перед смертью вновь удалившись в уединение.

«Лествица» написана во время его игуменства по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря. Сочинение представляет собой систематическое описание ступеней духовного самосовершенствования подвижника. Многочисленные практические советы подкрепляются здесь психологическим анализом и повествовательным материалом. Первое требование к подвижнику – отречение от «мира». Цель состоит не в самом отречении, а в соединении с Богом, которое достигается через обретение бесстрастия. В развитии страсти Иоанн различает следующие моменты: 1) «прилог» или «приражение» мысли, в котором еще нет греха, поскольку здесь не участвует воля, 2) «сочетание» – внимание к явившимуся образу, начало греха, 3) «согласие души» с помыслом, увлечение воли, 4) «пленение» помыслом, укоренение его в душе, 5) образование порочного навыка, страсти. Страсть коренится в попустительстве воли, соблазн приходит через мысль. Отсюда перед подвижником стоит двоякая задача: укрепление воли и очищение мысли. В послушании наставнику подвижник отрекается от своей воли, которая таким образом освобождается от случайностей личного мнения. В покаянии он освобождается от себялюбия, гордости и обретает смирение, в котором стяжается безгневие, кротость и тишина, и останавливается движение и возбуждение страстей. Предел подвига состоит в священном безмолвии, которое черпает силу в непрестанной молитве. В молитве происходит предстояние Богу и соединение с ним. Движущей силой аскетического подвига является любовь: любовь и бесстрастие, согласно Иоанну, суть два имени совершенства. В качестве заключения к «Лествице» Иоанн написал «Слово к пастырю», где он говорит об обязанностях игумена, который должен быть образцом для своей паствы. При написании «Лествицы» Иоанн опирался, на личный опыт и на труды ранних аскетов – Нила Синайского, Евагрия Понтийского [ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ], каппадокийцев, Кассиана и Григория Великого [ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ]. Комментарии к «Лествице» писали Иоанн Раифский, Илья Критский и патриарх Фотий [ФОТИЙ]. Она была переведена на многие языки, пользовалась неизменной популярностью и оказала значительное влияние как на восточный аскетизм, послужив одним из источников движения исихазма, так и на западный (переводы на латинский язык и комментарий Дионисия Картузианца).

Сочинения:

1. Scala paradisi, MPG, t. 88. P., 1864, col. 583–1248;

2. в рус. пер.: Лествица. СПб., 1996.

Литература:

1. Иеромонах Герман. Преподобный Иоанн Лествичник. СПб., 1854;

2. Bontschev Α. Die Asthetik und Mystik des Johannes Climacus. Marb., 1948 (Diss.);

3. Martin J.R. The Illustration of Heavenly Ladder of Johannes Climacus. Princenton, 1954.

А.В.Иванченко



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте