Новая философская энциклопедия

ИШВАРА

ИШВАРА (санскр. ĩsvara – властитель, господин) – в индийской религиозно-философской мысли личный Бог (ведантисты называют его Сагуна Брахманом – Брахманом с качествами). В отличие от трансцендентного бескачественного Абсолюта [АБСОЛЮТ],Ниргуна (бескачественного) Брахмана Ишвара наделяется атрибутами божественного величия.

Найяик Ватсьяяна понимает Ишвару как особого рода Amман,располагающий, в отличие от обычной души, исключительно благоприятной кармой [КАРМА]и способностью непогрешимого познания (но не всеведения). Обладая йогическими силами, Ишвара тем не менее не является «освобожденным» Атманом, поскольку испытывает желания (исключительно благие). Ссылка на Ишвару появляется в вайшешике в связи с космогонической доктриной Прашастапады [ПРАШАСТАПАДА](в «Вайшешика-сутрах» она отсутствует), в которой ему отводится роль демиурга, конструирующего мир из вечных атомов, акаши (пространство, эфир), времени, системы пространственных мест, внутренних психических органов – манасов [МАНАС]и атманов. Создав условия для того, чтобы индивидуальные души испытывали удовольствие или страдание в соответствии с плодами своих действий (карма), Ишвара вайшешики больше не вмешивается в ход событий. Он лишь надзирает за соблюдением религиозно-морального порядка – дхармы [ДХАРМА]и в конце космического цикла своею волей разрушает мир, чтобы души могли отдохнуть от бесконечных перерождений.

Синкретическая ньяя-вайшешика, превращая Ишвару-демиурга в личного Бога теистов, должна была вписать его как элемент базовой системы субстанций. Ишвара занял свое место в классе атманов, однако получил там исключительно привилегированное положение высшего Атмана, обладающего только положительными качествами и, по некоторым версиям, не подверженного кармической детерминации. Последующие авторы ньяи и вайшешики попытались вывести Ишвару из сферы каких бы то ни было моральных оценок, утверждая, что он вне дхармы. А коль скоро Ишвара не считается воплощением добра, то теологи ньяи избегают тем самым проблемы объяснения зла (теодицея). В теистических школах веданты Ишвара рассматривается как средоточие всех совершенств и достоинств, в двайте – как обладатель нематериального тела, состоящего из сат-чит-ананды (бытия, сознания и блаженства). В вишишта-адвайте и кашмирском шиваизме Ишвара является не только инструментальной причиной, но и материальной основой мира (мир и души считаются «телом» бога), в двайта-веданте и шайва-сиддханте, напротив, подчеркивается его трансцендентность по отношению к миру и индивидуальным душам. Однако в отличие от вайшешики, двайта настаивает на постоянном вмешательстве Ишвары в развитие мира и его способности изменять внутреннюю природу вещей.

Из религиозно-философских школ к Ишваре обращается и йога Патанджали, однако в ней он играет не столько теоретическую, сколько практическую роль (идеальный йог, образец для подражания). См. также ст. Ишвара-вада [ИШВАРА-ВАДА], Ниришвара-вада [НИРИШВАРА-ВАДА], Пралая [ПРАЛАЯ], Сарга.

В.Г.Лысенко



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте