Новая философская энциклопедия

ИВАНОВ

ИВАНОВ Вячеслав Иванович [16(28) февраля 1866, Москва – 16 июля 1949, Рим] – поэт, мыслитель, теоретик русского символизма, переводчик Эсхила, Данте, Петрарки, Новалиса и др. В 1886 по окончании двух курсов историко-филологического факультета Московского университета уехал в Берлин, где написал исследование о системе откупов в римском Египте, одобренное Т.Моммзеном. С 1891, увлекшись Ницше, специально изучает в Афинах культ Диониса. В 1895 соединяет свою судьбу с Л.Д.Зиновьевой-Аннибал (1865–1907). В 1896 знакомится с оказавшим на него сильное влияние В.С.Соловьевым [СОЛОВЬЕВ]. После публикации в России первой книги стихов («Кормчие звезды», 1903), вызвавшей восторженные отзывы, Ивановы переселяются в 1905 в Петербург, где на «башне» проводятся знаменитые «Ивановские среды». У Иванова завязываются тесные (хотя и довольно сложные) отношения с Бальмонтом, Белым, Бердяевым, Блоком, Брюсовым, Эрном и др. Он становится одним из лидеров русского символизма и активно влияет на его развитие. Проявляет спорадический интерес к теософии. С 1913 живет в Москве; сближается с Флоренским и Скрябиным, интересуется православной догматикой. В 1921 Иванов переезжает с детьми в Баку, где преподает в местном университете, а в 1924 навсегда покидает Россию и обосновывается в Италии. В 1926 Иванов, говоривший о необходимости дышать в религии «обоими легкими», присоединился к католичеству восточного обряда, не отрекаясь от православия (на что понадобилось специальное разрешение Ватикана).

В символизме Иванов различал идеалистическую и реалистическую тенденции, отстаивая последнюю; в теории творчества, используя собственную концепцию соотношения аполлоническогои дионисийского, обосновывал оппозицию мистического восхождения и нисхождения, лежащую в основе творческого процесса. Считал необходимым реформировать современный театр, возродив его изначальную мистериальность; аналогичные идеи развивались по отношению к роману, который должен вернуться к трагедии как своему истоку («Достоевский и роман-трагедия»). В нравственной сфере утверждал приоритет диалогизма, основывая его на религиозной формуле «Ты еси». В 1910-е гг. констатировал глубокий кризис русского символизма (сб.: «По звездам», 1909; «Борозды и межи», 1916; «Родное и вселенское», 1918). Иванову принадлежит оригинальная научная концепция о языческой мифологии как о «предуготовлении» к христианству («Дионис и Прадионисийство», 1923). На Западе в связи со своеобычной трактовкой гуманизма широкую известность приобрела книга «Переписка из двух углов» (1921; совместно с М.О.Гершензоном).

Будучи поэтом-философом интеллектуально-мистического склада, Иванов стремился «систематически» выразить органичную связь эпох посредством «переклички» универсальных символов; даже в лирике преимущественно пользовался сложными формами (циклы, «венки сонетов», триптихи и др.). Поэзия Иванова, изобилующая сложно организованной символикой разных эпох, трудна для восприятия, однако смысловая ткань его поздних стихов стала прозрачней (сб.: «Cor ardens», 1911–12, «Нежная тайна», 1912 и др.; мелопея «Человек», 1915–19; трагедии «Тантал», 1905, «Прометей», 1919). В последние годы жизни (1928–49), внешне отойдя от символизма, работал над принципиально новым по художественным задачам произведением – «Повестью о Светомире Царевиче», написанной оригинальной ритмической прозой и преломляющей эллинско-византийскую традицию в национально-русской жанровой форме.

Сочинения:

1. Собр. соч. под ред. Д.В.Иванова и О.Дешарт, т. 1–4. Брюссель, 1971–87 (изд. продолжается).

Литература:

1. Вяч. Иванов. Материалы и публикации (составитель Н.В.Котрелев). – «Новое литературное обозрение», 1994, № 10;

2. Аверинцев С.С. Разноречия и связность мысли Вяч. Иванова. – В кн.: Иванов Вяч. Лик и личины России. М., 1995;

3. Вяч. Иванов. Материалы и исследования. М., 1996;

4. Cultura e memoria. Atti del terzo Simposio Internazionale dedicate a Vjaceslav Ivanov (a cura di F.Malcovati). Firenze, 1988.

Л.А.Гоготишвили



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте