Большая советская энциклопедия

Израиль

I

Изра́иль

Исраэль, в библейской мифологии второе имя Иакова.

II

Изра́иль

Государство Израиль.

I. Общие сведения

И. — государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго-восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С.-В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю.-З. с Египтом. Граничит также с территорией, выделенной ООН в 1947 для создания арабского государства. Площадь в границах, определенных решением Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 о разделе Палестины (См. Палестина), — 14 тыс. км2, а вместе с захваченной в период арабо-израильской войны 1948—49 (См. Арабо-израильская война 1948-49) территорией — 20,7 тыс. км2 (см. раздел Исторический очерк). Население 3 млн. чел. (1971). Главный экономический и культурный центр — г. Тель-Авив. Правительственные и официальные учреждения И. находятся в западной части Иерусалима, который был объявлен правительством И. в 1950 столицей страны, вопреки резолюции ООН от 29 ноября 1947. В административном отношении И. делится на 6 округов.

II. Государственный строй

И. — республика. Конституции как единого правового акта нет; основы государственного строя регулируются несколькими законодательными актами, как, например, Временный органический закон 1949, Закон о гражданстве 1952, Основной закон о парламенте 1958, Основной закон о президенте 1964 и др. Отсутствие конституции, а также закона о правах граждан даёт правящим кругам И. широкие возможности для политического произвола. Этой же цели служат многочисленные репрессивные акты, в том числе продолжают действовать так называемые чрезвычайные законы, введённые ещё в 1945 британскими властями. Глава государства — президент, избираемый парламентом (кнессетом) на 4 года. Полномочия президента ограничены. Вся полнота власти принадлежит правительству во главе с премьер-министром, наделённым огромными полномочиями. Правительство направляет внешнюю политику И., подготавливает бюджет, контролирует финансы и экономику, осуществляет надзор за исполнением законов и постановлений правительства административными учреждениями, координирует их деятельность.

Высший законодательный орган — однопалатный парламент; состоит из 120 депутатов, избираемых населением на 4 года. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

Местные органы власти — муниципальные советы в городах и сельские окружные советы, избираемые на 4 года.

Судебная система состоит из светских и религиозных судов (судов раввината и судов шариата — для арабского населения). Систему светских судов (районных, муниципальных и окружных) возглавляет Верховный суд. Суды раввината, к компетенции которых относятся вопросы брака и семьи и дела, связанные с исполнением культа, действуют на основе архаичных реакционных положений Талмуда.

Л. Я. Дадиани.

III. Природа

Узкая полоса приморской равнины сменяется на В. плато (высота 500—1000 м, наибольшая 1208 м), которые обрываются крутыми уступами к глубокой сбросовой впадине Гхор (Эль-Гор) и её южному продолжению — Вади-эль-Араба. Поверхность плато сложена преимущественно известняками (развит карст), песчаниками, базальтами. Воды Мёртвого моря (См. Мёртвое море) богаты солями калия, натрия и брома, имеются месторождения фосфоритов, кварцевых песков, глин, мрамора, меди, железной руды, торфа, небольшие залежи нефти и газа в пустыне Негев.

Климат субтропический, относительно влажный на С., полупустынный и пустынный на Ю. и во впадинах. Лето жаркое (температура июля и августа 24—28 °С, в Гхоре до 36 °С), зима тёплая (температура января 6—14 °С, на Ю.-З. Мёртвого моря до 18 °С). На побережье Мёртвого моря, во впадине Гхор и в пустыне Негев выпадает всего 100—200 мм осадков в год, а местами — менее 100 мм; на С., на плато — 600—800 мм, а на равнине у Средиземного моря — 400—800 мм. Осадки выпадают преимущественно зимой. Территория И. бедна поверхностными водами. На С.-В. — верховья р. Иордан, протекающей во впадине Гхор. Многие реки летом пересыхают или сток их резко сокращается; на Ю. распространены вади. Используются источники, колодцы, применяется опреснение морской воды. До 80% потребляемой воды расходуется на орошение.

Почвы коричневые, горные серо-коричневые, серозёмы, на Ю. — серо-бурые почвы пустынь. В горах распространены маквис, гарига, лесов почти не осталось (преобладают вечнозелёные дубы, алеппская сосна и др.), на Ю. — полупустыни и пустыни — Негев, Халуца и др. (каменистые пустыни, сообщества солянок, галофитных лугов и др.). Из млекопитающих встречаются полосатая гиена, шакал, даман, грызуны; пустынно-степные виды птиц, много пресмыкающихся.

Природные районы: 1) прибрежная равнина; 2) плато (складчато-глыбовые сильно пенепленизированные горы); 3) тектонические впадины Гхор и Вади-эль-Араба.

Л. П. Спрыгина.

IV. Население

Свыше 85% населения (1970) составляют евреи, остальные — арабы (14,6%) и небольшое число армян. Арабы подвергаются жестокой расистской дискриминации. Более половины еврейского населения — иммигранты из стран Европы, Азии, Африки и Америки. Различные этнические группы еврейского населения И. неравноправны по своему общественному положению. Особым доверием шовинистических правящих кругов пользуются сабра (евреи, родившиеся в И.), затем — ашкенази (иммигранты, выходцы из Европы); дискриминации подвергаются евреи — выходцы из стран Азии и Африки. Официальный язык — Иврит, однако часть евреев не знает его и в быту пользуется Идиш, спаньоль (близок испанскому языку), арабским языком, английским языком и др. Верующие евреи — иудаисты; арабы — мусульмане-сунниты, часть — Друзы и христиане; армяне — христиане. Официальный календарь — древнееврейский лунно-солнечный, в котором начало года приходится на период с 5 сентября по 5 октября (так, 1 октября 1970 — начало 5731 года от «сотворения мира», 20 сентября 1971 — начало 5732 года). Применяется и григорианский календарь (см. Календарь).

За период 1948—70 (особенно в 1948—51) еврейское население возросло за счёт иммиграции более чем на 1,3 млн. чел. (46,8% приехали к 1970 из Европы и Америки, 53,2% из Азии и Африки). Иммиграция в И., поощряемая международными сионистскими кругами на основе лозунга о собирании всех евреев на «земле предков», носит ярко выраженный политический характер, служит экспансионистским целям И. и мирового сионизма. Однако за 1948—70 из И. выехало свыше 200 тыс. чел. (15% к числу иммигрантов). Экономически активного населения в 1970 — 963,2 тыс. чел., в том числе в промышленности, строительстве и на общественных работах — 32,6%, в торговле, банковских и страховых учреждениях — 18,2%, в сфере услуг — 32,9%, в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве — 8,8%, на транспорте и в связи — 7,5%. Число работающих по найму, включая членов кибуцев и их иждивенцев, в 1970 составляло 792,5 тыс. чел. (82,4% экономически активного населения). Число безработных 38,2 тыс. чел. (1970). Плотность населения в районе Тель-Авива (в 1970) — 5,2 тыс. чел. на 1 км2, в пустынных районах Негева 14,7 чел. на 1 км2. Свыше 82% населения (1970) живёт в городах и поселениях городского типа. Крупные города (1970, тыс. жителей): Тель-Авив—Яффа (384), Хайфа (217,1), Иерусалим (западная часть, 200,3 в 1968), Рамат-Ган (115,5).

V. Исторический очерк

Государство И. было провозглашено 14 мая 1948 на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947. Согласно решению, находившаяся под мандатом Великобритании Палестина объявлялась независимой; её территория разделялась на два самостоятельных государства — арабское и еврейское; оба государства должны были иметь демократические конституции, обеспечивающие права национальных меньшинств в каждом из этих государств. Территория еврейского государства определялась в размере 14 тыс. км2 (около 56% территории Палестины) со смешанным населением, в том числе 498 тыс. евреев и 497 тыс. арабов (включая 90 тыс. бедуинов). Город Иерусалим выделялся в самостоятельную административную единицу со специальным международным режимом под управлением ООН. Сразу же после провозглашения государства И. к власти пришла крупная еврейская буржуазия, тесно связанная с международным сионизмом. В состав созданного в мае 1948 временного правительства вошли исключительно представители сионистских партий. В первом же акте правительства — «Декларации независимости» — была провозглашена «доктрина сионизма» в качестве официальной идеологии и политики израильского государства.

В результате политики империалистических держав (США, Великобритании) и международных сионистских кругов вслед за провозглашением государства И. началась Арабо-израильская война 1948-49. В ходе войны И. захватил большую часть территории (6,7 тыс. км2), выделенной решением ООН Палестинскому арабскому государству, которое так и не было создано, а также западную часть Иерусалима. Таким образом, И., вопреки решению ООН от 29 ноября 1947, расширил территорию до 4/5 территории подмандатной Палестины. Сионистский террор ещё до образования И. и начала войны, а затем в ходе войны привёл к массовой гибели арабов и изгнанию почти 1 млн. арабов с территории И. и захваченной им арабской части Палестины. Возникла проблема палестинских беженцев, ставшая из-за неизменного отказа И. выполнить резолюцию ООН от 11 декабря 1948 (о праве беженцев на возвращение на родину или по их выбору на материальную компенсацию) одной из важных причин, осложнивших Ближневосточный кризис. В 1949 И. подписал временное соглашения о перемирии с Египтом (24 февраля), Ливаном (23 марта), Иорданией (3 апреля) и Сирией (20 июля). По вине израильских правящих кругов эти соглашения не были заменены мирными договорами. В январе 1950 правительство И., вопреки решению ООН от 29 ноября 1947, объявило Иерусалим столицей И. Великие державы — Великобритания, СССР, США, Франция — и многие другие государства не признали акций И. в отношении Иерусалима. В обстановке войны, разжигания расистской пропаганды и преследования демократических сил проходили (январь 1949) первые выборы в парламент. Главной правящей партией стала сионистская партия МАПАИ. Нарушив решение ООН о принятии демократической конституции, правительство И. отказалось ввести конституцию. Оно начало проводить политику безудержного шовинизма, всё более усиливавшегося экспансионизма, укрепления тесного союза с империализмом, особенно с империалистическими кругами США, пытающимися с помощью реакционных сил И. упрочить свои позиции на Ближнем Востоке, ослабить антиимпериалистическую борьбу арабских народов.

И. был включен во все программы американской «помощи», и на него был распространён 4-й пункт доктрины Трумэна (см. Трумэна доктрина). По соглашению с США (1952), заключённому на основе «Акта 1951 о взаимном обеспечении безопасности», правящие круги И. по существу обязались участвовать в любых военных и иных акциях США на Ближнем Востоке. Укреплялись позиции иностранного (особенно американского) капитала. В начале 50-х гг. правительство И. приняло законы, предусматривающие предоставление иностранному капиталу крупных привилегий.

Правительство И. проводило политику сближения с милитаристскими кругами ФРГ. В соответствии с соглашением между ФРГ и И. (1952) И. получил (к 1966) от ФРГ 822 млн. долл. так называемых репараций и свыше 1,7 млрд. долл. реституций в качестве глобальной компенсации за ущерб, причинённый европейским евреям (в том числе проживавшим в странах Восточной Европы) во время 2-й мировой войны 1939—45 фашистской Германией. Сделка о репарациях (израсходованных в основном на военные нужды) преследовала политические цели: сионистские правители И. пытались закрепить за собой право представлять, — не имея на то никаких оснований, — интересы евреев всех стран и обеспечить возможное союзничество с НАТО. По соглашению 1960 ФРГ стала поставлять И. оружие, а также предоставлять займы (около 700 млн. долл. к 1967). Правительство И. усиленно милитаризовало страну за счёт поставок оружия из США, Великобритании и ФРГ.

Опираясь на международные империалистические и сионистские силы, правящие круги И. в 50-х гг. начали активную подготовку к агрессии против арабских стран. Возникавшие по вине И. в 1953—55 пограничные конфликты с арабскими странами вылились в открытые вооружённые столкновения в районах Кибии (октябрь 1953), Газы (февраль 1955), Тивериадского озера (декабрь 1955). Антисоветская политика правительства И. и сионистские террористические акции (в частности, взрыв бомбы на территории миссии СССР) привели к тому, что дипломатические отношения СССР и И. (установлены в 1948) были в феврале 1953 прекращены Советским правительством (восстановлены в июле 1953). В 1956 И. вместе с Великобританией и Францией развязал агрессию против Египта (см. Англо-франко-израильская агрессия против Египта). В мае 1957 И. присоединился к доктрине Эйзенхауэра (см. Эйзенхауэра доктрина). Правящие круги И. оказывали содействие США и Великобритании во время их интервенции в Ливан и Иорданию в 1958.

Усиление внутренней реакции сопровождалось с конца 50-х гг. острой борьбой за власть внутри буржуазной милитаристской клики. Бен-Гурион (премьер-министр в 1948—53, 1955—63 с перерывом в 1961) и его окружение, представлявшие наиболее экстремистские силы, стремились к усилению личной власти, к укреплению диктатуры крупной еврейской сионистской буржуазии. Возросло влияние клерикалов (раввината) на внутреннюю и внешнюю политику И.

С начала 60-х гг. И. активно осуществлял подготовку к новой агрессии против арабских стран. Резкое обострение арабо-израильских отношений было вызвано односторонним актом И. — отводом (в июне 1964) части вод реки Иордан. В этот период И. всячески провоцировал конфликты с соседними арабскими государствами и вёл с ними «малую войну». 2 июня 1967 было создано правительство так называемого национального единства с участием крайне реакционных и экстремистских сил; оно взяло курс на развязывание войны с арабскими странами в больших масштабах. Готовя эту войну, правящая сионистская верхушка И. преследовала цели укрепления своих позиций внутри страны, реализации экспансионистской программы сионизма — создания «Великого И.», а также свержения прогрессивных режимов в арабских странах. 5 июня 1967 И. при содействии сил империализма и международного сионизма начал новую агрессию против арабских стран (см. Израильская агрессия против арабских стран 1967). В ходе войны войска И. оккупировали значительную часть территории Египта, Сирии, Иордании (около 70 тыс. км2 с населением свыше 1 млн. арабов). И. аннексировал восточную часть Иерусалима. Правительство СССР выступило за немедленное прекращение агрессии (Заявления 5 и 7 июня 1967). Это требование поддержали другие социалистические страны (Заявление 9 июня) и многие азиатские и африканские государства. Совет Безопасности ООН на заседаниях 5—9 июня потребовал от И. прекращения военных действий. Однако правительство И. при попустительстве США продолжало агрессивные действия. 10 июня 1967 СССР, ВНР, ЧССР, ПНР, НРБ, СФРЮ разорвали дипломатические отношения с И. В результате решительных акций СССР и других социалистических стран, прогрессивных сил всего мира правящие круги И. вынуждены были подчиниться решениям Совета Безопасности и прекратить огонь (10 июня 1967), но отказались вывести войска с захваченных арабских территорий.

22 ноября 1967 Совет Безопасности принял резолюцию о политическом урегулировании кризиса на Ближнем Востоке. Она предусматривала вывод израильских войск со всех оккупированных территорий, достижение справедливого решения проблемы палестинских беженцев и др. Однако правительство И. игнорировало эту резолюцию. Агрессивные действия И. против арабских стран не прекращались. Вооружённые силы И. неоднократно совершали нападения на Египет, Сирию, Иорданию, вторгались на территорию Ливана.

В районах, оккупированных И. в 1967, установлен режим жесточайшего террора (массовые аресты арабов, уничтожение арабских деревень). Правительство И. приступило к осуществлению мер, направленных на аннексию захваченных арабских земель (выселение арабского населения, заселение арабских земель евреями, создание еврейских военизированных поселений). Число палестинских арабских беженцев (на начало 70-х гг.) достигло 1,7 млн. чел. Действия И. на оккупированных территориях были осуждены Комиссией ООН по правам человека, квалифицировавшей их как военные преступления и указавшей, что попытки аннексировать эти территории — незаконны (резолюции от 23 декабря 1971 и от 24 марта 1972).

На активизацию агрессивной политики И. получил огромные субсидии от США и международных сионистских организаций (за 1967—70 свыше 2,5 млрд. долл.). В ноябре 1971 между И. и США было подписано соглашение о передаче И. технических данных и американского опыта для производства в И. оружия американского образца. Выросли военные расходы. Был увеличен срок военной службы. Рост милитаризации отрицательно сказался на экономике И. Резко усилилась инфляция, сопровождаемая девальвацией израильского фунта (1971). Значительно возросли налоги (в 1971 И. занимал 1-е место в мире по размеру налогов), ухудшилось положение трудящихся (около 1/6 населения оказалось на грани или в условиях нищеты).

В ещё более тяжёлое положение, чем еврейские трудящиеся, поставлены в И. арабы: в районах, населённых арабами, установлено военное управление, они лишены права свободного передвижения, заработная плата арабского рабочего ниже, чем еврейского. У арабов отняты лучшие земли.

В условиях политической реакции возросла роль военщины и экстремистских сил во внутренней и внешней политике И., упрочились позиции клерикалов, оказывающих огромное влияние на все стороны жизни И., усилились репрессии против демократических прогрессивных сил.

В 1968 сионистские партии правых «социалистов» и буржуазная сионистская партия РАФИ объединились в так называемую Рабочую партию И. (МАИ). В 1969 к власти пришло экстремистско-реакционное правительство, в котором большинство принадлежало МАИ. Правительство, особенно его милитаристское крыло, правые элементы и клерикалы выступили за аннексию оккупированных И. арабских территорий, дальнейшее расширение связей с империализмом, превращение И. в теократическое государство. Политика правящих кругов И. стала приобретать расистский характер. В марте 1970 правительство И. приняло закон «Кого считать евреем», являющийся по существу расистским. 16 марта 1972 кнессет принял резолюцию о «неоспоримости исторических прав еврейского народа на Страну Израиль», выражающую экспансионистские цели сионизма — создание «Великого Израиля». Израильское правительство всё шире стало прибегать к террористическим методам расправы с демократическими силами. Оно провозгласило официальный курс на всемерное укрепление союза с международным сионизмом («правительственная программа» 1969). Проходившие после 1967 в И. международные сионистские конгрессы выступали с поддержкой экспансионистских планов И.

Правительство И. во главе с Г. Меир (премьер-министр с 1969), игнорируя резолюцию Совета Безопасности ООН от 22 ноября 1967, неоднократно заявляло об отказе вывести израильские войска с оккупированных в июне 1967 арабских территорий; оно систематически срывало миссию специального представителя ООН Г. Ярринга по урегулированию арабо-израильского конфликта; отклонило мирную инициативу Египта (1971), предусматривающую частичный отвод израильских войск с восточного берега Суэцкого канала для восстановления международного судоходства по каналу, при условии, что за первым этапом вывода израильских войск последует их вывод со всех оккупированных арабских территорий. Правительство И. отказалось выполнить резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 5 ноября 1970 и от 13 декабря 1971 об установлении справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке, настаивавшие на выводе израильских вооружённых сил с оккупированных И. в июне 1967 арабских территорий и на отказе И. от всяких территориальных притязаний. Правящие круги И. стали настойчиво добиваться включения И. в НАТО. Правительство И., при поддержке империалистических кругов США и международного сионизма, активизировало антикоммунистическую, антисоветскую политику.

Правительство И. осуществило ряд мер, направленных на укрепление расистско-милитаристского союза с ЮАР, оказание помощи португальским колонизаторам, поддержку связей с сайгонским режимом в Южном Вьетнаме.

Реакционная антинациональная антинародная шовинистическая политика правительства И., вызванный ею военный психоз осложняют борьбу тех сил в И., которые выступают против политики правящих кругов. В первых рядах борцов за мир, социальный прогресс, насущные интересы трудящихся идёт Коммунистическая партия Израиля (КПИ). КПИ выступает за десионизацию и демократизацию И. 16-й съезд КПИ (1969) и 17-й съезд КПИ (1972) приняли решения, направленные на создание в И. широкого фронта всех сил, борющихся против антинациональной политики правящих кругов И., за мирное политическое урегулирование Ближневосточного конфликта путём полного осуществления резолюции Совета Безопасности от 22 ноября 1967.

Лит.: Иванов К. П. и Шейнис З. С., Государство Израиль, его положение и политика, 2 изд., М., 1959; Леонидов А., За кулисами израильской политики, М., 1959; Андреев С. А., Израиль, М., 1962; Демченко П., Арабский Восток в час испытаний, М., 1967; Никитина Г. С., Государство Израиль, М., 1968; Иванов Ю. С., Осторожно, сионизм!, М., 1969; Евсеев Е. С., Фашизм под голубой звездой, М., 1971.

Г. С. Никитина.

VI. Политические партии и профсоюзы

Политические партии. «Рабочая партия» И. (Мифлегет Гаавода Исраэлит, МАИ), создана в 1968 в результате объединения 3 сионистских партий — МАПАИ (Мифлегет Поалей Исраэл, Рабочая партия И., правая социал-демократическая партия, основана в 1930), РАФИ (Рашмат Поалей Исраэл, Список рабочих И.; крайне националистическая партия, образовавшаяся в 1965 в результате откола от МАПАИ группы её бывших членов), Ахдут-Гаавода-Поалей-Цион (Объединённый труд — Рабочие Сиона, правая, экстремистская по отношению к арабским странам часть МАПАМ, отделившаяся от последней в 1954). Объединённая рабочая партия (Мифлегет Поалим Гамеухедет, МАПАМ), основана в 1948, сионистская социал-демократическая партия. С 1969 образует с МАИ единый парламентский блок. Либеральная партия, основана в 1961, буржуазная сионистская партия; в 1965 в партии произошёл раскол: большинство создало совместно с партией Херут (Движение свободы, основана в 1948, крайне реакционная профашистская сионистская партия) правый парламентский блок — ГАХАЛ; меньшинство образовало так называемую Партию независимых либералов. Национально-религиозная партия, основана в 1956 в результате объединения сионистских религиозных партий Мизрахи и Гапоэл Гамизрахи; крайне реакционная, расистская партия. Агудат Исраэл и Поалей Агудат Исраэл, ортодоксальные религиозные несионистские партии. Коммунистическая партия И. (КПИ), основана в 1919 как Социалистическая рабочая партия Палестины; в 1921 переименована в Коммунистическую партию Палестины; с 1948 — КПИ. В 1965 в КПИ произошёл раскол. Отколовшаяся группировка Микуниса — Снэ отошла от принципов марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, выступила с поддержкой позиции правительства в арабо-израильском конфликте.

Профсоюзы. Гистадрут (Всеобщая федерация труда), основана в 1920, свыше 1 млн. чел. (1971). Находится под влиянием МАИ. Владеет значительным количеством промышленных, строительных и др. предприятий (многие с участием частного капитала).

VII. Экономико-географический очерк

Общая характеристика экономики. И. — аграрно-индустриальная страна, с высокой степенью милитаризации, зависимая от иностранного капитала. В национальном доходе (без вычета амортизации; в текущих ценах на 1970) доля сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства составляет около 6% (8,4% в 1967), добывающей и обрабатывающей промышленности 26,2% (22,5), строительства и коммунальных предприятий 10,6% (8), транспорта и связи 8,5% (9), банковского и страхового дела 12,5% (12,5), торговли и услуг 16,5% (17,7), поступления от государственных и других учреждений составляют 19,7% (22).

Стимулирование промышленного развития направлено главным образом на создание военного потенциала и отраслей, непосредственно связанных с военным производством. На военные нужды расходуются крупные средства как открытого, так и специального секретного бюджета. Военные расходы с 1966 по июнь 1970 возросли в 10 раз. В 1970 они составили около 40% бюджета (или около 30% стоимости валового национального продукта). Военно-промышленный комплекс представлен (1972) финансовыми группами в составе концерна «Кур», инвестиционной компании «Банк Дисконт» (один из трёх крупнейших банков в стране) и «Г. А. С. индустрис». Огромный ввоз капитала и приток квалифицированной рабочей силы обеспечивают сравнительно высокие темпы роста сельского хозяйства (с 1948/49 по 1969/70 в 5,4 раза) и промышленного производства (с 1950 по 1969 более чем в 5 раз). В 1965—67 происходил значительный спад экономической активности, вызванный постоянной инфляцией, хронической несбалансированностью доходов и расходов, особенно связанных с военными расходами, увеличением зависимости от иностранного капитала, подготовкой к войне. В 1967 спад сменился подъёмом в результате усиленной милитаризации экономики (развитие военной промышленности), а также использования дешёвой рабочей силы арабов, привлечённых с оккупированных территорий. С начала 70-х гг. возникли кризисные явления в экономике И., вызванные огромным ростом военных расходов, усилением зависимости от иностранного капитала.

Экономика И. развивается главным образом за счёт иностранного финансирования. Ввоз капитала за 1948—70 составил свыше 12 млрд. долл. (в том числе за 1967—70 свыше 4 млрд.): «помощь» и займы США, различные субсидии сионистских организаций, реализация израильских займов за границей, частные инвестиции, а также платежи ФРГ (репарации, реституции), займы. Иностранный частный, преимущественно американский, а также английский и западногерманский, капитал занимает господствующие позиции в экономике, частично за счёт государственных предприятий, продаваемых иностранным монополиям. Действуют мощные иностранные монополистические объединения, например «Палестайн экономик корпорейшен» и«Американ Исраэл корпорейшен». Доля национального капитала составляет примерно 1/3 всех капиталовложений. Удельный вес государственного капиталистического сектора заметно снижается; в 1958 доля государственного и «общественного» (Еврейский национальный фонд и др.) финансирования в общих капиталовложениях в экономику составляла 54%, а в 1968 — 41%.

Сельское хозяйство. Большая часть обрабатываемой площади находится в собственности государства и сионистских колонизационных трестов, сдающих земли в аренду с.-х. кооперативам (кибуцы, мошавы) и отдельным состоятельным колонистам. Основной вид землепользования — групповая аренда; имеются также фермерские хозяйства. Зависимость от снабженческо-сбытовых монополий, кабальные условия аренды (высокая стоимость выплачиваемой ренты, страховых сборов, воды), ростовщические кредиты приводят к тому, что арендаторы (в первую очередь кибуцы, а также мошавы) находятся, как правило, в хронической и возрастающей долговой зависимости. Насаждаемые сионистскими колонизационными трестами с.-х. кооперативы являются капиталистическими предприятиями. Осуществление в кибуцах некоторых начал коллективизма служит лишь прикрытием для исключительно жестокой коллективной эксплуатации членов кооперативов в целом. На развитие сельского хозяйства отрицательно влияет американская продовольственная «помощь» (с.-х. излишки США), влекущая сокращение в ряде отраслей местного производства. Из общей земельной площади (включая захваченную территорию) И. обрабатывается лишь 21,2% (1970/71), около 40% под пастбищами; около 42% обрабатываемых земель орошается (на крайнем С.-В. страны). Зерновыми и другими полевыми культурами занято 64,9% обрабатываемых земель, цитрусовыми и фруктовыми плантациями 20%, техническими и овощными культурами 8,6%, прочими 6,5%. (Данные о площади и сборе основных с.-х. культур см. в таблице 1.) Основная с.-х. культура — цитрусовые; вместе с другими фруктами они составляют примерно 30% общей стоимости с.-х. продукции. Из зерновых сеют в основном пшеницу, ячмень, сорго, кукурузу, из технических — сахарную свёклу, арахис, хлопчатник, лён, табак. Производство овощей и картофеля, а также птицеводческое хозяйство полностью обеспечивают внутренний рынок, часть продукции экспортируется. Возделывают оливковое дерево (главным образом в арабских хозяйствах). Цитрусовые плантации, сады, виноградники преобладают на приморской равнине, посевы зерновых культур в сочетании с овощеводством и животноводством (птицеводство и крупный рогатый скот) — на С. (Галилея) и в юго-западной части прибрежной равнины, пастбищное животноводство (овцы, козы) — в северной части пустыни Негев, полукочевое и кочевое скотоводство (овцы, козы, верблюды) главным образом на Ю. и Ю.-В. страны. В 1970 насчитывалось 17,3 тыс. тракторов. По сравнению с полеводческим и цитрусово-плантационным хозяйством животноводство имеет меньшее значение. В 1970 было 251 тыс. голов крупного рогатого скота, 188,5 тыс. овец, 135,5 тыс. коз, 10 тыс. верблюдов, 9,8 млн. домашней птицы (куры, утки). В еврейских хозяйствах разводят главным образом домашнюю птицу и молочный скот, в арабских — преимущественно овец, а также верблюдов. Страна не обеспечивает потребности в ряде основных продуктов, и многие продукты ввозятся (особенно зерновые, а также говяжье мясо, масло, сахар и др.). Арабские хозяйства подвергаются жестокой дискриминации; с 1948 у арабов из-за осуществляемого правительством И. ускоренного процесса обезземеливания конфисковано свыше 1 млн. дунамов (1 дунам = 0,1 га) лучших земель. В итоге удельный вес с.-х. арабского населения снизился в 1970 до 57,2% (от всего числа арабов) против 75% в 1959. При среднем наделе в 10,8 дунама у еврейского фермера средний надел арабского феллаха — 2,2 дунама (8,4 дунама до 1948). Дискриминационные меры правительства, применяемые к арабскому населению (обезземеливание, необеспеченность хозяйства водой, слабое дорожное строительство и др.), ведут к низкой продуктивности арабских хозяйств. В 1970 доля арабского с.-х. населения составляла 48% всего с.-х. населения страны, а продукция арабских хозяйств — только около 5% всего с.-х. производства И. Арабские хозяйства, как правило, ведутся на экстенсивных началах. Орошаемые земли в арабских хозяйствах составляют лишь 5,5% обрабатываемой ими земли против 51,2% в еврейских хозяйствах.

Табл.1. — Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур

* В среднем за год.

Источник: Statistical abstract of Israel, 1970/71.

Промышленность. Преимущественное развитие получила лёгкая промышленность, особенно текстильная, пищевая, бумажная. По отдельным отраслям структура промышленности характеризуется следующими данными (на 1969/70 в % от общей стоимости продукции, учитывая предприятия с числом рабочих свыше 5 чел.): добывающая промышленность 6,8, лёгкая (текстильная, швейная, кожевенная) 15, пищевая 22,1, деревообрабатывающая, бумажная и полиграфическая промышленность 8,6, химическая, резиновая и нефтеперерабатывающая 11, алмазообрабатывающая 6,2, металлообработка 8,2, электро- и транспортное оборудование 11,7, другое машиностроение 5,5, металлургия 3,7, остальная 1,2. Для промышленности характерно преобладание мелких и мельчайших предприятии типа кустарных, ремесленных и небольших мастерских (с числом рабочих от 1 до 49), в 1969/70 они составляли 96% всех предприятий. На них приходилось 41,1% всей рабочей силы и около 1/3 (1966/67) всей выпускаемой продукции. В то же время происходит концентрация производства: свыше 30% всех рабочих сосредоточено на крупных фабриках и заводах (количество рабочих свыше 300 чел.), составляющих всего 0,6% общего количества предприятий. Около 93% всех предприятий принадлежит частному капиталу. После агрессии И. особенно ускоренными темпами развиваются электротехническая, химическая, машиностроительная, авиационная, швейная (для нужд армии), резиновая (производство шин) отрасли промышленности. Стоимость продукции военной промышленности за 1968—69 удвоилась. Наблюдалось отставание в темпах развития (например, алмазообрабатывающая промышленность) или свёртывание (кожевенная) гражданских отраслей промышленности.

Промышленность и энергетика базируются в значительной степени на использовании привозного сырья. Размещение промышленных предприятий весьма неравномерно. Почти 60% их сосредоточено в Тель-Авиве и Хайфе.

Общая установленная мощность электростанций (1970) свыше 1,2 млн. квт (все ТЭС). Горнодобывающая промышленность развита слабо. Добываются главным образом калийные соли, поваренная соль, бром в Мёртвом море, кварцевые пески и глина в пустыне Негев, фосфориты (994 тыс. т в 1969) у Орона; разрабатываются небольшие месторождения природного газа (134 млн. м3 в 1970), торфа в районе о. Хула, нефти (88 тыс. т) к Ю.-В. от Ашкелона, железа — гора Рамим, медной руды близ Михрот-Тимны и самоцветов в окрестностях Эйлата. Кроме того, эксплуатируются принадлежащие Египту месторождения нефти на Синайском полуострове, временно захваченном И.

Основные центры текстильной промышленности — гг. Тель-Авив и Хайфа. Пищевая промышленность (консервная, молочная, маслобойная, мукомольная, сахарная и др.) наиболее развита в Тель-Авиве. Обработка алмазов ведётся главным образом в Тель-Авиве и Натанье. Предприятия химической промышленности находятся в основном в Хайфе, Хадере и Тель-Авиве (производство суперфосфатов, серной кислоты, красителей и др.), нефтеперерабатывающий завод мощностью до 5,5 млн. т в Хайфе. Машиностроение, металлообработка, производство стройматериалов сосредоточены в Тель-Авиве и его окрестностях. Действуют 2 атомных реактора близ Тель-Авива и Димоны. (О производстве основных видов промышленной продукции см. в табл. 2.)

Табл. 2. — Производство основных видов промышленной продукции

Источник: Statistical abstract of Israel, 1970/71.

Транспорт. Протяжённость железных дорог (1970/71) составляет 795 км, шоссейных — 9,3 тыс. км, в том числе более 4 тыс. км асфальтированных. Автомашин 266,2 тыс. (1970), из них 66 тыс. грузовых. В связи с закрытием Суэцкого канала после израильской агрессии 1967 в И. предпринято усовершенствование старых и сооружение новых нефтепроводов для перекачки нефти от Красного к Средиземному морю; И. стремится использовать это как средство давления на Египет и другие арабские страны. Действуют нефтепроводы Эйлат — Хайфа (длина 400 км), Хайфа — Тель-Авив (длина 108 км), Эйлат — Ашкелон (с 1970, длина 305 км). Морской флот насчитывает 110 судов общим тоннажем 1,4 млн. брутто рег. т (1970). Порты: Хайфа (55% грузооборота), Ашдод, Эйлат. Аэродром международного значения в Лидде (близ Тель-Авива).

Внешнеторговые связи. Для И. характерен постоянный хронический дефицит внешнеторгового баланса (675 млн. долл. в 1970), который увеличивается главным образом за счёт ввоза оружия, сырья и оборудования для военной промышленности (с 1967 по 1970 дефицит возрос в 3 раза). В 1970 импорт оценивался в 1451 млн. долл., экспорт — в 775 млн. долл. Главные статьи импорта (в % от его стоимости, 1970): машины и оборудование (20), необработанные алмазы (свыше 12), сырьё, химикалии и полуфабрикаты (35), суда, самолёты, автомобили (10,3), топливо (около 5), продовольствие. Около 50% стоимости экспорта дают (1970) цитрусовые, консервированные фрукты и обработанные алмазы, около 10% химикалии. Основные внешнеторговые партнёры (1970): США — 21,2% стоимости внешнеторгового оборота (22,3% импорта и 19,2% экспорта), Великобритания — 13,9%, ФРГ — 10,7%, Бельгия и Франция. Внешний долг И. на конец 1970 достиг 2,8 млрд. долл. Денежная единица — израильская лира, 4,2 израильской лиры = 1 долл. США (с октября 1971).

Лит.: Никитина Г. С., Государство Израиль, М., 1968.

Г. С. Никитина.

VIII. Вооружённые силы

Вооружённые силы И. состоят из сухопутных войск, ВВС, ВМС и резервов. Высшим органом военного руководства является Комитет обороны, непосредственное руководство вооружёнными силами осуществляет министр обороны через Генеральный штаб и командующих сухопутными войсками, ВВС и ВМС. Территория страны разделена на 3 военных округа: Северный, Центральный и Южный. Армия комплектуется на основе закона о всеобщей воинской повинности и за счёт вербовки добровольцев из евреев и частично лиц других национальностей. Военнообязанными являются мужчины и незамужние женщины только еврейской национальности. Срок действительной военной службы: для мужчин — 36 месяцев, для женщин — 20 месяцев. Общая численность вооружённых сил при полной

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте