Большая советская энциклопедия

Камерон

I

Ка́мерон (Cameron)

Верни Ловетт (1.7.1844, Рейдипол, Дорсетшир, — 27.3.1894, Солсбери), английский военный моряк, исследователь Центральной Африки. Посланный на помощь Д. Ливингстону, К. двинулся в марте 1873 на З. от берега Индийского океана (у 6°30' ю. ш.). На пути от Занзибара к озеру Танганьика встретил африканцев — спутников Ливингстона, нёсших его останки к морю. В 1874 К. достиг озера Танганьика, обследовал часть его берегов, открыл на З. его сток — р. Лукуга, дошёл до р. Луалаба, которую правильно отнёс к системе Конго. Пройдя на Ю. вдоль Луалабы приблизительно до 8° ю. ш., К. затем проследил водораздел между бассейнами нижнего Конго и верхнего Замбези и в ноябре 1875 вышел к Атлантическому океану (у 12°30' ю. ш.). Пересекая материк, К. произвёл около 4 тыс. определений высот и положил, т. о., начало точному изучению рельефа Центральной Африки.

Соч.: Across Africa, v. 1—2, L., 1885—88.

II

Ка́мерон

Кэмерон (Cameron) Джулия Маргарет (11.6.1815, Индия, — 26.1.1879, Цейлон), английская фотопортретистка. Начала фотографировать в 1863. Будучи фотолюбителем и уступая в техническом совершенстве многим профессиональным фотографам, К. превосходила их глубиной постижения индивидуальности портретируемого и выявления сильных, ярких характеров. Её моделями были в основном друзья дома: Ч. Р. Дарвин, Т. Карлейль, Дж. Ф. В. Гершель, Г. У. Лонгфелло, Р. Браунинг, А. Теннисон и др. Манере К. свойственны слабая резкость снимков, мягкая моделировка лиц, минимальное количество атрибутов. Большинство негативов погибло во время пожара. Илл. см. к ст. Фотоискусство.

III

Камеро́н (Cameron)

Чарлз (1730-е гг., Шотландия, — 1812, Петербург), русский архитектор, представитель Классицизма. Шотландец по происхождению. Учился во Франции и Италии. С 1779 работал в Петербурге, сначала в качестве придворного архитектора Екатерины II, в 1802—1805 как главный архитектор Адмиралтейской коллегии. Крупнейшее произведение К. — комплекс сооружений в Царском Селе (ныне г. Пушкин): павильон «Агатовые комнаты» (1780—85) с «Холодными банями», в архитектуре которых широко использованы характерные мотивы римских терм; «Висячий сад» (1783—86) и «Камеронова галерея» (1783—86; пандус — 1793), где применен контраст массивных, монументальных форм цокольного этажа и лёгкой открытой галереи верхнего яруса. К. строил дворец и парковые павильоны в Павловске (1780—1801), составляющие вместе с парком гармоничный архитектурный ансамбль. Дворец привлекает классической ясностью, изяществом, богатством фантазии зодчего, своеобразным истолкованием античных архитектурных элементов и декоративных мотивов. Особой изысканностью и утончённостью форм и декора, мастерским применением разнообразных материалов отличались созданные К. интерьеры — «Арабесковый зал», «Табакерка» Большого дворца в Пушкине, Греческий и Римский залы в Павловске и др. (все в 1770—80-х гг.; разрушены нем. фашистами в годы Великой Отечественной войны, восстановлены в 1945—69). К. построил также дворец Разумовского в Батурине на Украине (1799—1803).

Лит.: Талепоровский В. Н., Чарльз Камерон, М., 1939.

Ч. Камерон. «Зелёная столовая» в Большом дворце Царского Села (ныне г. Пушкин), 1780-е гг.

Ч. Камерон. «Камеронова галерея» в Царском Селе (ныне г. Пушкин). 1783—86.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте