Большая советская энциклопедия

Канон

I

Кано́н (от греч. kanon — норма, правило)

свод положений, имеющих догматический характер. 1) Библейский К. — совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными» (в отличие от апокрифов (См. Апокрифы)) и применяемых при богослужении в качестве «священного писания». К. Ветхого завета, написанного на древнееврейском языке, сложился к началу 2 в. н. э. К. Ветхого завета в греческом переводе (сложившийся позднее) отличается от него составом книг и редакцией их. К. Нового завета был определён Афанасием Александрийским (См. Афанасий Александрийский) в 367, но споры (особенно по поводу включения в него Апокалипсиса) продолжались вплоть до 9 в. К. православной, католической и протестантской церквей различаются составом произведений. 2) Церковный К. — установленные христианской церковью правила в области вероучения, культа, организации церкви и возведённые в «закон» высшей церковной инстанцией (церковными соборами, главным образом Вселенскими соборами, папскими декреталиями). См. Каноническое право.

II

Кано́н

в изобразительном искусстве, совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения; К. называется также произведение, служащее нормативным образцом. Системы К., связанные с религиозными предписаниями, господствовали в искусстве Древнего Востока и средних веков (церковно-догматические К. «подлинники» в иконописи). Для античности и Возрождения характерны попытки рационалистическим путём найти идеальную закономерность в пропорциях человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения человеческой фигуры.

III

Кано́н

форма многоголосной музыки, основанная на проведении во всех голосах одной и той же мелодии, которая в каждом последующем голосе вступает ещё до того, как она закончилась в предыдущем (принцип строгой имитации (См. Имитация)). Наиболее распространены 2- и 3-голосные К., однако встречаются и К. на 4—5 голосов. Мелодия в К. может начинаться в каждом последующем голосе с того же звука или со звука, отстоящего от него на любой интервал. Существуют виды К., в которых мелодия в последующих голосах проходит с увеличением или уменьшением всех длительностей, в ином метрическом оформлении, в обращении (меняется направление интервалов), в противодвижении (от последнего звука к первому) и т.п. Встречаются т. н. двойной К., в котором имитируются 2 одновременно звучащие мелодии-темы; бесконечный К., где окончание подводится к началу таким образом, что он может повторяться любое число раз. В загадочном К. выписана только мелодия, и условия её имитирования должен установить исполнитель. К. возник около 12 в. и особенно широко использовался с 14 в. в эпоху господства полифонии; в 15 в. на канонической основе часто строились крупные произведения культовой музыки (каноническая Месса). В последующее время К. чаще применяется как элемент др. формы (например, фуги (См. Фуга)). Высочайшего развития К. достиг в творчестве И. С. Баха. Замечательные образцы К. принадлежат и русским композиторам (квартет «Какое чудное мгновенье» из 1-го действия «Руслана и Людмилы» Глинки, дуэт «Враги» из 2-й картины 2-го действия «Евгения Онегина» Чайковского и др.).

Лит.: Танеев С., Учение о каноне, М., 1929; Богатырев С., Двойной канон, М. — Л., 1947.

Т. Ф. Мюллер.

IV

Кано́н

канун, струнный щипковый музыкальный инструмент. Распространён в странах Ближнего и Среднего Востока. В Советском Союзе встречается в Армении. Длина 800—900 мм. Корпус плоский. Число струн 24. Настройка диатоническая. Звук извлекается плектром, надетым на палец подобно напёрстку.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте