Техника. Современная энциклопедия

катапультирование

катапульти́рование

Принудительное покидание лётчиком (экипажем) самолёта, вертолёта или космического корабля. Применяется гл. обр. в военной авиации при аварийных ситуациях на летательном аппарате, а также использовалось в практике первых космических полётов при спуске космонавтов на Землю с помощью парашюта. При катапультировании лётчик покидает летательный аппарат вместе со своим креслом (оно имеет особую конструкцию и называется катапультным). Выброс кресла с лётчиком происходит в результате подрыва пиропатрона в стреляющем механизме. При этом автоматически сбрасывается фонарь с кабины (либо открывается специальный люк), кресло по направляющим рельсам выстреливается вверх (или вниз) и вбок под углом 15–30° к направлению полёта летательного аппарата и с помощью ракетного двигателя удаляется от него на безопасное расстояние. После этого выпускается парашют, лётчик отделяется от кресла и на парашюте спускается на землю.

Схема катапультирования

При выбросе кресла из кабины лётчик испытывает огромные перегрузки, нарастающие практически мгновенно (до 0.04 с) от взрыва пиропатрона и напора воздуха при больших скоростях полёта. Во избежание травм тело лётчика фиксируется в кресле в положении, при котором легче всего переносятся перегрузки. Кроме того, лётчики военных самолётов используют для полётов особое высотное снаряжение, защищающее их от резкого перепада давления и воздействия низких температур при катапультировании на большой высоте или при внезапной разгерметизации кабины. Впервые катапультирование в спасательных целях было использовано немецкими лётчиками во время 2-й мировой войны. Ныне оно является наиболее эффективным, а нередко и единственно возможным способом спасения лётчиков военных самолётов.

Катапультное кресло



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте