Большая советская энциклопедия

Казанская школа

Каза́нская школа

(в языкознании)

общепринятый, но не вполне удачный термин для обозначения группы учеников И. А. Бодуэна де Куртенэ (См. Бодуэн де Куртенэ) по Казанскому университету в бытность его (1875—83) профессором этого университета. Обычно к К. ш., кроме самого Бодуэна, причисляют Н. В. Крушевского, В. А. Богородицкого, С. К. Булича, А. И. Александрова и др. Лингвисты К. ш. тяготели к Младограмматизму; для них характерны разграничение устной и письменной форм речи, анализ взаимоотношений психологического и физиологического в языке, разграничение статики и динамики (синхронии и диахронии), четко выраженный историзм, внимание к живым языкам и др. Позднее сам Бодуэн отошёл от взглядов К. ш. и встал на позицию лингвистического социологизма, явившись в этом смысле предшественником Ф. де Соссюра и А. Мейе. Ближе всего к Бодуэну в «казанский» период его деятельности был польский лингвист К. Ю. Аппель. Некоторые учёные считают лингвистов К. ш. зачинателями современной структурной лингвистики (Р. Якобсон).

Лит.: Березин Ф. М., Очерки по истории языкознания в России (конец XIX — начало XX в.), М., 1968; Богородицкий В. А., Казанская лингвистическая школа, в кн.: Труды Московского института истории, философии и литературы, т. 5, М., 1939; Черепанов М. В., Казанская лингвистическая школа, в сборнике: Вопросы общего языкознания, Л., 1967.

А. А. Леонтьев.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте