Новая философская энциклопедия

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ – кружок философов, богословов и моралистов, сложившийся в Кембридже во 2-й пол. 17 в. вокруг Бенджамена Уичкота (1609–83), поклонника Платона и неоплатонизма [НЕОПЛАТОНИЗМ]. Наиболее известные члены кружка – Г.Мор, Д.Смит (1618–52) и Р.Кедворт [КЕДВОРТ];близки им Д.Гленвилл (1636–80) и Д.Норрис (1657–1715) из Оксфорда. Д.Бернет (1643–1715) оставил интересные воспоминания о членах кружка («История моего времени», т. 1–2,1723–34). По его свидетельству, кембриджские платоники больше читали Платона, Цицерона и Плотина, чем Евангелие. Из современных философов в кружке наибольший авторитет имел Декарт, с которым они переписывались и на которого ссылались, критикуя эмпиризм Ф.Бэкона. Однако картезианскую физику отвергали. По своим религиозным взглядам кембриджские платоники противостояли кальвинизму, особенно в вопросе о свободе воли [СВОБОДА ВОЛИ]и предопределении. Их философская позиция может быть охарактеризована как рационализм: по выражению Уичкота, разум – это «самый голос Божий». Они также критиковали теологический волюнтаризм, выводивший критерии добра и зла из установлений Божьей воли (позиция, занимаемая Локком), Ф.Бэкона [БЭКОН Ф.] – за противопоставление веры и разума, Т.Гоббса, который, по мнению Кедворта и Мора, реанимировал релятивизм софистов. Кембриджские платоники выступали против попыток Высокой Англиканской церкви стать господствующей церковью Англии. За свою широкую веротерпимость они были названы латитудинариями – людьми с «широкими глотками».

Литература:

1. The Cambridge platonists, ed. by С.A.Patrides. L., 1969;

2. Tulloch J. Rational Theology and Christian Philosophy in England in Seventeenth Century, v. 1–2. Edinburgh–L., 1874;

3. Cassirer E. Platonic Renaissance in England. Edinbourgh, 1953.

M.А.Абрамов



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте