Новая философская энциклопедия

КОМЕНСКИЙ

КОМЕНСКИЙ (Komensky, латиниз. Comenius) Ян Амос (28 марта 1592, Нивница – 15 ноября 1670, Наарден, Голландия) – чешский педагог, гуманист и философ. Учился в Герборнском (1611–12), Гейдельбергском (1613) университетах; был избран священником (Фульнек, Богемия, 1618), первым епископом (1650) протестантской общины «чешских братьев», вместе с которыми подвергался гонениям; жил в изгнании в городах Польши, Венгрии, Швеции, Голландии. Начиная с 1614 был учителем, ректором в школах, занимался практической педагогикой; всю жизнь боролся за восстановление Чехии и свободу вероисповедания. Получил известность в Европе трудами по педагогике, основанными на философских идеях X.Л.Вивесаи Ф.Бэкона [БЭКОН Ф.]. Стремясь к объединению всех наук о человеке и природе и построению целостной картины мира, Коменский выдвинул проект энциклопедической системы знания – пансофии («Предвестник всеобщей мудрости» – Pansophiae Prodromus, англ. пер. 1639, рус. пер. 1939). Проект был поддержан в Англии и Франции, английский парламент даже принял постановление об организации ученой коллегии для разработки «Пансофии», но этому помешала гражданская война. Острая сатира на европейское общество времен Тридцатилетней войны содержится в морально-философском трактате Коменского «Лабиринт мира и рай сердца» (1623, рус. пер. 1896).

В ранней работе «Спорные вопросы, собранные в саду философии?» (1613) Коменский, отвечая на вопрос «всякое ли познание берет свое начало у ощущения?», говорит о том, что «нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущении, как нет ничего в вере, чего раньше не было бы в уме», существуют три источника познания: чувства, разум и Священное Писание. С помощью внешних чувств человек воспринимает окружающий его мир, внешние чувства сообщают эти образы внутренним чувствам, а те в свою очередь – духу, который «созерцает, сравнивает и основательно изучает их» («Metlodus linguaram novissima» X, 7) и выражает затем в языке. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах – «Великой дидактике» (Didactica magna, 1657, рус. пер. 1875–77) – универсальной теории обучения; «Материнской школе» – о воспитании ребенка в первые шесть лет жизни (1633, рус. пер. 1892); «Открытой двери к языкам» (1631, рус. пер. 1892) – энциклопедического учебника латинского языка, переведенного на 16 языков мира, но особенно в «Мире чувственных вещей в картинках» (Orbis sensualium pictus, 1658, рус. пер. 1768) – учебнике латинского языка для начинающих, который стал обязательной учебной книгой по «Уставу народных училищ в Российской империи» (1786). Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному. В «Обозрении реформированной во славу Божию физики» (Physicae ad lumen divinum reformatae synopsis, 1633) Коменский говорит о трех началах, лежащих в основе мира, – материи, свете (lux) и духе (spiritus), в котором Бог сообщает миру идеи, определяющие формирование всех вещей. Одна из последних его работ – «Всеобщий совет человеческому роду об улучшении человеческих дел» (De rerum humanarum emendatione consultatio catholica ad genus humanum, 1666) – грандиозный проект улучшения общественной жизни и междунароных отношений через установление всеобщего мира и веротерпимости, выравнивания экономического и культурного уровня всех народов, всеобщего обучения и воспитания, одинакового для всех людей. Идеи Коменского оказали громадное воздействие на все последующее развитие европейской педагогики.

Сочинения:

1. Opera didactica omnia, 1657;

2. в рус. пер: Избр. педагогические соч., т. 1–3. М., 1939–41.

Литература:

1. Красновский A.A. Ян Амос Коменский. М., 1953;

2. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. 1592–1670, 2-е изд. М., 1970;

3. Hornstein H. Weisheit und Bildung. Studien zur Bildungslehre des Comenius. Düsseldorf, 1968.

Л.А.Микешина



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте