Советская историческая энциклопедия

КОНДОРСЕ

(Condorcet), Жан Антуан де (17.IX.1743 — 7.IV.1794) — франц. философ-просветитель, математик, социолог и политич. деятель. В 1788-91 — один из руководителей филантропич. "Об-ва друзей чернокожих". В период франц. бурж. революции кон. 18 в. был пред. Законодат. собрания (окт. 1781 — авг. 1792) и вице-пред. Конвента (сент. 1792 — май 1793), примыкал к жирондистам. В 1793, в период якобинской диктатуры, был заочно приговорен к смертной казни. Вскоре после ареста (апр. 1794) покончил жизнь самоубийством.

=====

В лит. наследии К. особое место занимает его "Эскиз ист. картины прогресса человеческого разума" (1794, рус. пер. 1936), в к-ром К. делает попытку установить закономерности развития истории, ее осн. этапы, движущие силы ист. процесса. Находясь под влиянием фи-лос. взглядов Ж. Ж. Руссо, А. Р. Тюрго и Г. Рейналя и продолжая традиции ист. концепции Вольтера, К. отказывается сводить ист. процесс лишь к деяниям королей, законодателей, религ. реформаторов и уделяет большое внимание культуре и нравам народа. К. явился одним из основоположников идеи ист. прогресса; он отстаивал восходящее развитие человечества, обосновывая безграничность этого развития. Оставаясь, однако, на позициях идеалистич. понимания истории, К., естественно, не мог научно обосновать необходимость и истинный характер обществ. прогресса. Неисчерпаемые возможности восходящего развития истории К. объяснял с позиций идеализма безграничной возможностью развития человеческого разума как демиурга истории. Руководствуясь таким пониманием вопроса, он обусловливал ист. эпохи этапами развития человеческого разума, подчеркивая при этом также значение хоз. и политич. факторов в обществ. развитии. В экономич. вопросах разделял взгляды физиократов. К. — сторонник теории естеств. права. Он использовал эту теорию для отрицания правомерности феод. общества и обоснования необходимости, разумности и вечности бурж. строя. Характерно, что эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистич. собственности, рассматривалась К. как высшая эпоха в истории человечества. Говоря о будущем прогрессе человечества, К. мыслил этот прогресс лишь в границах бурж. правопорядка.

=====

Как идеолог восходящего обществ. класса, К. отстаивал целую систему передовых идей: равенство людей перед законом, демократич. права и свободы, гуманное уголовное законодательство, равные права на получение образования и т. д. К. гневно осуждал колониальный разбой, "...который развращает и опустошает Африку..." ("Эскиз...", с. 224), рассматривал войну "...как наиболее гибельный бич, как величайшее преступление" (там же, с. 248).

=====

Идеи К. сыграли значит. роль в критике теологич. объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветительской концепции ист. процесса.

=====

Соч.: Oeuvres, t. 1-12, P., 1847-49.

=====

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 530-31; Alengry Г., Condorcet. Guide de la révolution française, théoricien du droit constitutionnel et précurseur de la science sociale..., P., 1904; Gahen L., Condorcet et la révolution française, P., 1904; Buisson F., Condorcet, P., 1929; Franzer J. G., Condorcet on the progress of the human mind, Oxf., 1933.

=====

X. H. Момджян. Москва.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте