Музыкальная энциклопедия

Крейн А. А.

Александр Абрамович (8 (20) X 1883, Нижний Новгород, ныне Горький — 21 IV 1951, пос. Старая Руза Московской обл.) — сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934). В 1908 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у А. Э. Глена. Брал уроки теории музыки и композиции у Б. Л. Яворского и Л. В. Николаева. В 1912-17 преподавал в Нар. консерватории в Москве. В 1918-27 работал в Муз. отделе Наркомпроса и Гос. муз. издательстве. Ранние сочинения К. (романсы, инстр. пьесы и камерные ансамбли) отмечены влиянием А. Н. Скрябина, с к-рым он был знаком лично. В зрелых произв. К. проявил себя композитором-ориенталистом, творчески продолжившим традиции "Могучей кучки" и франц. импрессионизма. Его мелодика связана с нар. творчеством разл. стран Востока, а также испан. музыкой. В 20-е гг. одним из первых среди композиторов обратился к революц. тематике ("Траурная ода" памяти В. И. Ленина для оркестра и хора, 1926), Большое место в творчестве К. занимают произв., построенные на евр. муз. и лит. материале (в т.ч. кантата "Кадиш", 1922; музыка к спектаклям в евр. т-рах "Габима" и "Госет"; камерные сочинения). К наиболее значит. достижениям К. принадлежит балет "Лауренсия". Популярность завоевала также сюита из музыки к спектаклю "Учитель танцев" Лопе де Вега (1946). С 1908 часто выступал как муз. критик на страницах дореволюц. и сов. муз. и общей моск. печати.

Сочинения: опера — Загмук (1930, Большой т-р); балеты — Лауренсия (по пьесе "Овечий источник" Лопе де Вега, 1939, Ленингр. т-р оперы и балета), Татьяна (соч. 1943; 2-я ред. под назв. Дочь народа, 1947, Ленингр. т-р оперы и балета); для орк. и хора — Траурная ода (посв. памяти В. И. Ленина, 1926, исп. 1927); для орк., хора и чтеца — симф. дифирамб СССР — ударная бригада мирового пролетариата (1932); для солиста, хора и симф. орк. — Песня о Соколе (по М. Горькому, 1948-49); для орк. — 2 симфонии (исп. 1927, 1946), симф. поэма Саломея (по О. Уайльду, 1914), симф. фрагменты Роза и Крест (по А. А. Блоку, исп. 1925), сюиты из музыки к пьесе "Ночь на Старом рынке" (1924), из оперы "Загмук" (1930), Кабардинская (1941); камерные ансамбли, в т.ч. Поэма-квартет (1910), 2-й квартет (1951, закончен В. П. Ширинским), Еврейские эскизы (для струн., квартета и кларнета, 2 сюиты — 1910, 1911); для фп., в т.ч. соната (1922); для скр. и фп. — Ария (1927); для влч. и фп. — Поэма (1909-10); романсы на сл. А. А. Блока, К. Д. Бальмонта и др. рус. поэтов; 10 евр. песен (рус. пер. Я. Родионова, 1937), 6 романсов (на сл. И. Г. Эренбурга, из сб. "Война", 1944); музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Крейн Ю. и Рогожина Н., Александр Крейн, М., 1964; Левик Б., А. А. Крейн. Заметки о творческом пути, "СМ", 1934, No 1.

M. М. Яковлев.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте