Большая советская энциклопедия

Крымов

I

Кры́мов

Александр Михайлович [23.10(4.11).1871 — 31.8(13.9).1917, Петроград], русский генерал-лейтенант (1917). Из дворян Варшавской губернии. Окончил Павловское военное училище и Академию Генштаба (1902), участвовал в русско-японской войне 1904—05. В 1906—11 служил в Главном штабе и Главном управлении Генштаба. В начале 1-й мировой войны 1914—18 находился при штабе 2-й армии, с марта 1915 командовал Уссурийской конной бригадой (впоследствии дивизией), с апреля 1917 — 3-м конным корпусом. Был тесно связан с партией октябристов и особенно с её лидером А. И. Гучковым. Во время корниловщины (См. Корниловщина) был направлен Ставкой на Петроград во главе 3-го конного корпуса для подавления революционных сил. После отказа солдат наступать К. поехал в Петроград для объяснений с А. Ф. Керенским, но после приказа об аресте, видя провал корниловской авантюры, застрелился.

II

Кры́мов

Николай Петрович [20.4(2.5).1884, Москва, — 6.5.1958, там же], советский живописец-пейзажист и театральный художник. Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент АХ СССР (1949). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—11). Участник выставки «Голубая роза» (1907), член Союза русских. художников (с 1910). Преподавал во Вхутемасе (1920—22) и Художественном училище памяти 1905 года (1934—39). В конце 1900-х — 1910-е гг. создавал яркие по колориту, декоративно-обобщённые композиции (вначале динамизированные, а затем гармонически-спокойные), стилизованные в духе примитива, позже — гобелена и классицистического пейзажа («Гроза», 1908, «Жёлтый сарай», 1909, — обе в Третьяковской галерее; серия «Купальщицы», серия 10-х гг.). С начала 20-х гг. окончательно перешёл к изображению устойчивых состояний природы, разрабатывая на основе их тщательного анализа свою «систему тона» (согласно которой цвет выявлял не материальную структуру, а только степень освещённости предметной формы). Стремясь к созданию синтетического пейзажа-картины, К. добивался эмоционального единства образного строя («Речка», 1926, «Утро в Центральном парке...», 1937, «Летний день в Тарусе», 1939—40, — все в Третьяковской галерее). Театральные работы К.: оформление спектаклей «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А. Н. Островского, «Унтиловск» Леонова (1928) — все три во МХАТе.

Лит.: Климова М. А., Н. П. Крымов, М., 1958; Н. П. Крымов — художник и педагог. Статьи, воспоминания, М., 1960; Сапего И., Чувство или логика? (Заметки о творчестве Н. П. Крымова), «Искусство», 1965, № 2,

Н. П. Крымов. «Утро». 1916. Ярославский художественный музей.

III

Кры́мов (псевдоним: настоящая фамилия Беклемишев)

Юрий Соломонович [6(19).1.1908, Петербург, — 20.9.1941, похоронен у села Богодуховка, ныне Чернобаевского района Черкасской области УССР], русский советский писатель. Член КПСС с 1941. Родился в семье литераторов. Окончил физико-математический факультет МГУ (1930); работал на судоверфях Каспия, в Московском нефтяном институте, в 1936 плавал на танкере «Профинтерн» на Каспийском море. Основные произведения К. — повесть «Танкер «Дербент»» (1938; одноименная пьеса совместно с Н. Оттеном, 1939; одноименный фильм, 1941) — одно из лучших произведений советской прозы 30-х годов, где правдиво и сильно показаны зарождение социалистического соревнования, рост рядового партийца, превращающегося в талантливого руководителя масс. К. принадлежат также повесть «Инженер» (1941), рассказ «Подвиг» (опубликованы в 1961 в сборнике «Тарусские страницы»), фронтовые очерки. Погиб на фронте.

Лит.: Кузнецов М., Юрий Крымов. Критико-биографический очерк, М., 1951; Громов П., Юрий Крымов. Очерк творчества, М., 1956; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 2, Л., 1964.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте