Большой энциклопедический словарь

ЛАО-ЦЗЫ

ЛАО-ЦЗЫ — легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально "старый мудрец" (и даже "старый младенец") — в традиции фигурируют по крайней мере три разных персонажа.

1) Ли Эр (Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы) — уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся в 604 до н. э. По этой версии, восходящей к главе "Жизнеописание Лао-цзы Хань Фэй-цзы" в "Исторических записках" (Ши цзи) великого историка Сыма Цяня (ок. 145-86 до н. э.) — Лао-цзы служил архивистом в чжоуском книгохранилище. Встречался с Конфуцием, который был на 55 лет моложе его, причем эта встреча произвела на молодого Конфуция неизгладимое впечатление. К концу своей карьеры разочаровался в современной ему действительности и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В пограничной области Ханьгу (территория современной провинции Хэнань) он был остановлен неким "стражем заставы" Инь Си (Гуань Инь-цзы) — по просьбе которого написал или надиктовал пять тысяч слов; так возник главный текст даосизма — книга "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Затем он продолжил путь в Индию, где его проповедь привела к возникновению буддизма (Лао-цзы представляли чуть ли не отцом самого основателя буддизма — Сиддхартхи Гаутамы).

2) Лао-цзы был известен под именем Лао-цзюнь как высшее божество даосского пантеона и воплощение дао. В одном из позднейших сказаний говорится, что он родился в 1358 до н. э. от божественной "Нефритовой девы" (Юйнюй). В честь Лао-цзы был установлен официальный культ: первые жертвы ему были принесены по приказу императора на его родине в 156 до н. э. Позднее в так называемой "народной религии" Лао-цзы (Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, наряду с "Нефритовым Императором" (Юйхуань шанди) и "Великим Первоначальным" (Тай ши) — популярную фигуру так называемых "Трех Чистых" (Сань цин) — которым часто поклонялись как одному божеству.

3) Наконец, именем Лао-цзы должен быть назван и реальный автор (или авторы) философских афоризмов, собранных в книгу "Дао дэ цзин". Пафос философствования в стиле Лао-цзы — в обличении извращений человеческой природы, вызванных навязываемой индивиду репрессивной культурой, под которой подразумевается прежде всего конфуцианская мораль, и в призывах возвратиться к неким простым и естественным отношениям в условной деревенской идиллии.

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр) — легендарный автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название — "Дао дэ цзин", 4-3 вв. до н. э.) — канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата — дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий — недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте