Новая философская энциклопедия

ЛАСК

ЛАСК (Lask) Эмиль (25 сентября 1875, Вадовице, Австрия – 26 мая 1915, Галиция) – немецкий философ, представитель неокантианства [НЕОКАНТИАНСТВО]. Во Фрайбурге изучал юриспруденцию и у Риккерта [РИККЕРТ]философию. В 1902 защищает диссертацию «Идеализм Фихте и история». В Гейдельберге габилитируется под руководством Виндельбанда [ВИНДЕЛЬБАНД](«Гегель и мировоззрение Просвещения»). Профессор в Гейдельберге, преемник К.Фишера. Развивает «логику философии», которая должна стать основой научного мировоззрения. Ключевая идея Ласка, являющаяся его новацией в неокантианстве, – теория об изначальном отношении (Urverhältnis) между материей и категориальной формой; эта идея сущностной «иррациональности» материи, данной мышлению, близка философии жизни [ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ]. Свою концепцию взаимоотношения формы и материи Ласк строил, основываясь на теории «категориального созерцания» из 2-го т. «Логических исследований» Гуссерля. Чисто логическая дедукция категорий в духе Канта [КАНТ]невозможна: начало категорий находится в а-логическом. Категории Аристотеля не составляют, по Ласку, всей тотальности категорий, но образуют только особый их класс – класс реальных категорий. Чтобы стать объектами знания, категории должны иметь некие метакатегории, но такие «категории категорий» («формы форм») требуют некоего до-теоретического момента, предшествующего категориальному познанию мира. В этот до-теоретический момент изначальные формы предстают в качестве просто данных, становятся достоянием непосредственного опыта, переживаются, прежде чем оказываются познанными. Формы нуждаются в наполнении (erfüllungsbedürftig), если они не могут быть отделены от своего материала, «нуждаются» в нем, то сущность формы можно определить как «указывание-на-» (Hinweisen), «бытие-значимым-для-» (Hingelten) – для своей материи. Т.о., категории являются не чем иным, как отношением, «направленностью-на-» (Ласк предлагает здесь оригинальную интерпретацию проблемы интенциональности [ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ]). В этом смысле область первичных форм (категорий или логического) есть совокупность направленных отношений, проливающих свет на свое множественное «нечто» (мотивы платонизма [ПЛАТОНИЗМ]и неоплатонизма [НЕОПЛАТОНИЗМ]). Равным образом ценность характеризуется «значимостью-к» (Hingeltungauf): ценность не есть, но «ценноствует» (ср. «значимость не есть, но значит» Риккерта), так что значение (Bedeutung) не есть нечто отдельное от его «исполнения» (Гуссерль), а представляет собой плод единства формы и материи. Поскольку мы «уже» живем во всеохватывающих формах, в категориях, в которых и посредством которых мы знаем вещи, то становится возможным говорить о самой этой «жизни-в-категориях» (ср. «бытие-в-мире»Хайдеггера).

Сочинения:

1. Die Logik der Philosophie und die Kategorienlehre. Tüb., 1911;

2. Die Lehre vom Urteil. Tüb., 1912;

3. Gesammelte Schriften, Bd. 1–3. Tüb., 1923–24.

И.А.Михайлов



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте