Большая советская энциклопедия

Ленинград

Ленингра́д

[основан 16(27) мая 1703; до 18(31) августа 1914 — Санкт-Петербург, до 26 января 1924 — Петроград], промышленный, культурный и научный центр СССР, крупнейший транспортный узел страны, морской порт. В 1712—28 и 1732—1918 — столица государства, в 1708—1927 — губернский город, с 1 августа 1927 — центр Ленинградской области РСФСР. Л. — колыбель Великого Октября, город-герой. Расположен в западной части Приневской низины, при впадении р. Невы в Финский залив и на 42 островах разветвленной дельты Невы (в том числе на островах: Васильевском, Петроградском, Крестовском, Аптекарском, Елагине, Гутуевском и др.). В черте города более 40 рек, рукавов, протоков и около 20 искусственных каналов общей протяжённостью свыше 160 км; в их числе рукава и протоки Невы — Большая и Малая Нева, Большая, Средняя и Малая Невка, Фонтанка, Карповка, Мойка, Пряжка, приток Невы — Охта, каналы — Обводный, Грибоедова, Крюков и др. Ширина Невы в пределах города 340—650 м, глубины достигают 14—23 м. Значительная часть территории Л. (острова дельты Невы, широкая пример, полоса между Финским заливом и линией Балтийской железной дороги, левобережье до Фонтанки и др.) расположена на высотах, не превышающих 1,2—3 м над уровнем моря. Эти районы города подвержены опасности наводнений, связанных главным образом с ветровым нагоном вод в восточной части Финского залива. Катастрофический характер наводнения носили 7 ноября 1824 (подъём уровня вод выше ординара на 3,75 м) и 23 сентября 1924 (3,69 м). В момент наводнения 1924 было затоплено около 70 км2 территории города. Климат морской с мягкими зимами, сравнительно прохладным летом, неустойчивыми погодами, с развитой циклональной циркуляцией воздушных масс (в среднем в год 142 дня с циклонами). Средняя температура января —7,9°С, июля 17,7°С. Среднегодовое количество осадков 585 мм. В первой половине лета в Л. наблюдаются явления «белых ночей», наиболее ярко выраженные с 11 июня по 2 июля.

Территория собственно Л. — 570 км2 (в том числе 58 км2 — внутренние воды), с подчинёнными Ленсовету городами и посёлками — около 1350 км2. Пригородная зона Л. общей площадью около 15 тыс. км2 полностью подчинена в своём развитии интересам города и составляет вместе с ним единый планомерно формирующийся комплекс. В пределах этой территории сложилась функционально связанная с Л. городская агломерация (около 60 городских поселений), в числе этих городов и посёлков имеются индустриальные спутники Л. (Колпино и др.), города-курорты (Зеленогорск и др.), научные центры (например, Пулково), города с всемирно известными дворцово-парковыми ансамблями (Петродворец, Пушкин, Павловск и др.). Население 3679 тыс. человек (на 1 января 1973; 1614 тыс. в 1926, 3015 тыс. в 1939, 2900 тыс. в 1959, 3513 тыс. человек в 1970). В Большом Л. (включая население подчинённых Ленсовету городских поселений) на 1 января 1973 проживало 4133 тыс. человек. Л. делится на 15 административных районов; кроме того, в его состав включены также находящиеся за чертой города 6 районов: Колпинский, Красносельский, Кронштадтский, Петродворцовый, Пушкинский и Сестрорецкий.

Исторический очерк. Территория, на которой расположен Л., в 9—10 вв. принадлежала новгородцам, с 13 в. известна под названием Ижорской земли (См. Ижорская земля); по Неве проходил древний торговый путь «из варяг в греки». В 15 в. на месте Л. находились селения Ижорского погоста Водской пятины Новгородской феодальной республики (См. Новгородская феодальная республика), включенные в 1478 в состав Русского централизованного государства (См. Русское централизованное государство). С конца 12 в. территория стала объектом иноземных притязаний. После разгрома в Невской битве 1240 (См. Невская битва 1240) и ряда др. безуспешных попыток (14—16 вв.) шведам в начале 17 в. удалось захватить невские берега и поставить в устье Охты крепость Ниеншанц (Канцы). В ходе Северной войны 1700—21 (См. Северная война 1700-21) русские войска овладели 1(12) мая 1703 этой крепостью, 16(27) мая ниже неё по Неве, на о. Заячьем, Петр I заложил крепость Санкт-Питер-Бурх (позднее — Петропавловская крепость). В том же году на о. Берёзовом (Петроградском) построены порт, биржа, торговые ряды, дом Петра I. Зимой 1703—04 на о. Котлин основана крепость Кроншлот (с 1723 — Кронштадт), а в 1704 на левом берегу Невы — Адмиралтейская крепость.

С основанием Петербурга было открыто «окно в Европу», завершилась вековая борьба России за выход к Балтийскому морю, диктовавшаяся интересами экономического и политического развития страны. Новая столица строилась быстрыми темпами по определённому плану, к осуществлению которого привлекались русские и иностранные архитекторы (см. раздел Планировка и архитектура). Город воздвигался силами сотен тысяч солдат и крестьян, согнанных со всей России. Создание Петербурга стало историческим подвигом русского народа.

Новый город рос как промышленный центр. Раньше всего возникли кирпичные заводы и предприятия судостроительной и военной промышленности. Вслед за Адмиралтейством построены — Новое Адмиралтейство (1713), Партикулярная (1714), Охтенская (1720) и Галерная (1728) верфи; начали работать Литейный (1711), Смоляной (1714), Канатный (1720) и Монетный дворы, Крестовский и Охтенский пороховые заводы (1714—15). Позднее созданы сахарный, пивоваренный, восковой, фарфоровый (1744, ныне им. М. В. Ломоносова) и др. заводы, полотняные, ситцевые и суконные фабрики. К концу 18 в. насчитывалось свыше 160 промышленных предприятий, основанных преимущественно на крепостном труде. Быстро росло население: около 40 тыс. человек в 1725, около 95 тыс. человек в 1750, 220 тыс. человек в 1800.

С 1712 Петербург — столица России. Здесь разместились царский двор, коллегии (с 1718; с 1802 — министерства), Сенат (с 1713) и др. правительственные учреждения, гвардейские полки. В течение двухсот с лишним лет Петербург был оплотом самодержавия, цитаделью дворянства, а затем и буржуазии. Но одновременно Петербург являлся ведущим центром передовой науки и культуры, средоточием прогрессивной мысли, общественного и революционного движения. Уже в 1-й четверти 18 в. в городе действовали научные учреждения и учебные заведения, издавались газеты и журналы (см. раздел Просвещение, наука, культура). Во 2-й половине 18 в. с обличением крепостничества и самодержавия выступили первые русские просветители Н. И. Новиков, Я. П. Козельский и др.: напечатал «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) первый дворянский революционер А. Н. Радищев. В 1-й четверти 19 в. в Петербурге возникли тайные общества дворянских революционеров-декабристов (См. Декабристы). 16 октября 1820 произошло восстание солдат Семёновского полка, 14(26) декабря 1825 — восстание декабристов на Сенатской площади. В середине 19 в. в Петербурге протекала деятельность революционеров демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В 1840-х гг. существовал кружок петрашевцев (См. Петрашевцы), в годы революционной ситуации 1859—61 — тайное общество «Земля и воля», в 1861—63 появились первые в России революционные прокламации. В 1870-х гг. Петербург стал одним из центров революционного народничества (См. Народничество); здесь Чайковцы вели пропаганду среди фабричных рабочих, отсюда молодёжь начала «Хождение в народ». В 1876 возникла вторая «Земля и воля», расколовшаяся в 1879 на «Народную волю» (См. Народная воля) и «Чёрный передел». 6 декабря 1876 у Казанского собора состоялась первая в России открытая политическая демонстрация (см. Казанская демонстрация 1876). В годы революционной ситуации 1878—80 в Петербурге действовал Исполнительный комитет «Народной воли», организовавший ряд покушений на царя Александра II, в том числе взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 и цареубийство 1 марта 1881 (см. Первомартовцы).

В 19 в. в столице продолжала развиваться промышленность. Появились новые металлообрабатывающие предприятия: в 1801 из Кронштадта был переведён чугунолитейный и металлический завод (с 1868 — Путиловский, ныне Кировский), в 1825 основан Александровский механический завод и др. На первом месте в дореформенном Петербурге стояло текстильное производство. После крестьянской реформы 1861 экономика столицы стала быстро развиваться по капиталистическому пути. Значительно расширились и реконструировались многие старые фабрики и заводы, открылись новые предприятия: Невский судостроительный и механический заводы (1860), машиностроительный завод Нобеля (1862), Обуховский сталелитейный завод (1863) и др. Металлообрабатывающая промышленность оттеснила текстильную, получили развитие новые отрасли — химическая, бумажная, деревообделочная. К железным дорогам, построенным в дореформенное время (Петербург — Царское Село в 1837, Петербург — Москва в 1843—51), добавились новые, связавшие столицу с важнейшими экономическими центрами страны (Варшавская, Северная, Балтийская, Финляндская ж. д.). Уже в 18 в. в Петербурге закладывается начало городского хозяйства. В 1803 организованы пожарные команды. В 1832 настланы торцовые мостовые на Невском проспекте, а затем на набережных и на др. улицах появились булыжные мостовые, с начала 70-х гг. 19 в. — асфальт. В 1835 установлены уличные газовые фонари, в 1873 их заменило электрическое освещение, с 1860 — водопровод. До середины 19 в. основным видом транспорта были извозчики, в 1847 появились маршрутные общественные кареты, в пригороды ходили дилижансы. В 1848 организована перевозка пассажиров пароходами по Неве. В 1905—07 построена первая очередь трамвайной линии, с 1907 начали курсировать первые автобусы. Во 2-й половине 19 в. появились телефон, телеграф. Росло население города: в 1853 в нём было около 0,5 млн. жителей, в 1900 — около 1,5 млн., в 1917 — 2,5 млн. жителей. Особенно быстро увеличивалась численность рабочего класса: в 1861 на предприятиях Петербурга было занято 20 тыс. рабочих, в 1890 — около 150 тыс., в 1900 — 260 тыс., в 1917 — около 500 тыс. рабочих.

Большое число рабочих-металлистов (40%), наиболее сознательной и организованной части рабочего класса, и высокая концентрация производства (на предприятиях с количеством рабочих свыше 500 человек в Петербурге в 1914 было занято 70% рабочих, тогда как по всей России — 56%) обеспечили петербургскому пролетариату авангардную роль в российском революционном движении. Уже в 1870-х гг. в столице произошло около 90 стачек и рабочих волнений. В 1878 в Петербурге образовался «Северный союз русских рабочих» (основатели — рабочие В. Обнорский и С. Н. Халтурин), включивший в свою программу требование политической борьбы. В 1880-х гг. в Петербурге возникли первые марксистские организации: группа Д. Н. Благоева (1883), связанная с группой «Освобождение труда», «Товарищество Санкт-Петербургских рабочих» П. Г. Точисского (1885), группа М. И. Бруснева (1889), способствовавшие развитию классового самосознания петербургского пролетариата. С середины 1890-х гг. ведущая роль в революционном движении перешла к рабочему классу. Созданный В. И. Лениным Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (См. Петербургский Союз борьбы за освобождение рабочего класса) (1895) начал осуществлять соединение социализма с рабочим движением. Наиболее крупной была стачка текстильщиков (1896), названная Лениным «промышленной войной». В годы революционного подъёма 1901—04 действовала «искровская» группа, летом 1902 образовался Петербургский комитет РСДРП, возросло количество стачек. 7 мая 1901 произошло столкновение бастующих рабочих Обуховского завода с полицией и войсками (см. Обуховская оборона 1901); в марте 1902 рабочие участвовали в крупной политической демонстрации на Невском проспекте.

Видную роль сыграл Петербург в Революции 1905—07. Всеобщая забастовка петербургских рабочих в начале января 1905, возглавленная Петербургским комитетом РСДРП, явилась «... непосредственным прологом революционных событий» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 9, с. 224). Расстрел Девятого января 1905 (См. Девятое января 1905) мирной демонстрации рабочих, шедших к Зимнему дворцу с петицией, стал началом первой буржуазно-демократической революции в России. По размаху стачечного движения город занимал первое место в стране: в 1905—07 в столице и губернии бастовало свыше 1,1 млн. человек, только в 1905 произошла 1861 забастовка с 627 тыс. участников. Петербург вместе с Москвой был зачинателем Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 (См. Октябрьская всероссийская политическая стачка 1905), в ходе которой образовался Петербургский совет рабочих депутатов. С ноября 1905 до конца 1906 здесь на нелегальном положении жил В. И. Ленин, который непосредственно руководил работой ЦК РСДРП и первой легальной газетой большевиков «Новая жизнь». В гарнизоне и на флоте действовала Военная организация при Петербургском комитете большевиков. Кронштадтские восстания 1905 и 1906 и Свеаборгское восстание 1906 были поддержаны забастовками петербургских рабочих. На выборах во 2-ю Государственную думу (1907) по рабочей курии были избраны выборщики, рекомендованные Петербургским комитетом РСДРП.

Революционная стойкость рабочих не сломили годы реакции, наступившие после поражения Революции 1905—07. Под руководством большевиков пролетариат столицы вступил в борьбу в годы нового революционного подъёма 1910—14. Осенью 1912 рабочая курия Петербурга избрала в 4-ю Государственную думу большевика А. Е. Бадаева. Нарастало стачечное движение: в 1911 бастовало 11 тыс. рабочих, в 1912 и 1913 — по 500 тыс., за 7 мес. 1914 — свыше 700 тыс. Рабочее движение носило наступательный и ярко выраженный политический характер (стачки протеста против Ленского расстрела (См. Ленский расстрел) 1912, против суда над севастопольскими моряками, против отмены выборов в Государственную думу по рабочей курии, в годовщину «кровавого воскресенья» и т.п.). Ленин отмечал, что петербургские рабочие обнаружили «... громадную активность, откликаясь, как чуткий барометр, на все события, имеющие отношение к рабочему движению» (там же, т. 25, с. 422). Начало 1-й мировой войны 1914—18 привело к временному спаду рабочего движения, но уже с 1915 Петроград вновь стал ареной стачечных боев (в 125 стачках участвовало 130 тыс. человек). В 1916 в Петрограде было 352 стачки (27% всех стачек в стране) с участием более 300 тыс. рабочих (около 38% всех бастовавших в России).

Под влиянием революционных событий и пропаганды большевиков в рабочих демонстрациях участвовали солдаты. В конце 1916 — феврале 1917 рабочие Петрограда под руководством большевиков развернули мощную стачечную борьбу. 25 февраля 1917 Русское бюро ЦК РСДРП (б) призвало рабочих к открытой борьбе против царизма, а солдат — к союзу с революционными рабочими. В этот день забастовка стала всеобщей, а на следующий — переросла в восстание. На сторону революции перешёл петроградский гарнизон. К вечеру 27 февраля город был в руках восставших. К восстанию в Петрограде примкнула вся страна, армия. Николай II 2 марта был вынужден отречься от престола. С первых дней после победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 (См. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917) Петроград стал местопребыванием двух органов власти: буржуазного Временного правительства и органа революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства — Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. В период февраль — октябрь 1917 в Петрограде происходили все важнейшие события общегосударственного значения. 3(16) апреля сюда возвратился из эмиграции В. И. Ленин; здесь состоялись 7-я Всероссийская (Апрельская) конференция РСДРП, утвердившая ленинскую программу развития революции; произошли демонстрации трудящихся, вызвавшие Апрельский кризис 1917 и Июньский кризис 1917 Временного правительства, состоялся 1-й Всероссийский съезд Советов (июнь). После июльских дней 1917 (См. Июльские дни 1917) мирный период революции кончился, власть полностью захватила контрреволюционная буржуазия. В Петрограде происходил 26 июля — 3 августа (8—16 августа) полулегально 6-й съезд РСДРП (б), нацеливший партию и пролетариат на вооруженное восстание. По призыву большевистской партии петроградские рабочие в августе 1917 выступили против контрреволюционного мятежа генерала Л. Г. Корнилова. Разгром корниловщины (См. Корниловщина) ускорил революционную мобилизацию масс, оживил и укрепил Советы. К началу сентября Петроградский совет прочно стал на большевистские позиции. 10(23) октября состоялось историческое заседание ЦК РСДРП (б), на котором по докладу Ленина была принята резолюция о вооружённом восстании. 12(25) октября был образован Военно-революционный комитет при Петроградском совете, ставший штабом восстания. В соответствии с ленинским планом вооружённого восстания революционные силы — Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы — под руководством большевиков овладели важнейшими правительственными учреждениями и стратегическими пунктами (см. Великая Октябрьская социалистическая революция, Октябрьское вооружённое восстание в Петрограде). В ночь на 26 октября (8 ноября) штурмом был взят Зимний дворец и арестовано буржуазное Временное правительство. 2-й Всероссийский съезд Советов 26 октября (8 ноября.), который принял историческое постановление о переходе всей власти в Центре и на местах к Советам, принял ленинские декреты о мире и о земле, создал первое в истории рабоче-крестьянское правительство — Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. 31 октября (13 ноября) революционные солдаты и рабочие у Пулковских высот разгромили контрреволюционные войска Керенского — Краснова (см. Керенского — Краснова мятеж 1917), двумя днями раньше был подавлен мятеж юнкеров в самом городе. После победы вооружённого восстания в столице началось триумфальное шествие Советской власти по всей России. Рабочие Петрограда принимали активное участие в борьбе за установление Советской власти в различных районах страны. Ленин высоко оценивал роль питерских рабочих в победе Октябрьской революции.

С 26 октября (8 ноября) 1917 по 10 марта 1918 Петроград являлся столицей Советского государства. 10—18 (23—31) января 1918 здесь проходил 3-й Всероссийский съезд Советов, принявший Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа (См. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа). В феврале 1918 Петроград стал местом формирования первых регулярных частей Красной Армии. 6—8 марта 1918 в Петрограде состоялся 7-й съезд РКП (б), который одобрил выход России из войны и подписание Брестского мира 1918 (См. Брестский мир 1918). В самые критические моменты Гражданской войны и иностранной интервенции 1918—20 ЦК РКП (б) и Ленин обращались непосредственно к петроградским рабочим. Весной 1918 в ответ на ленинское письмо «О голоде» 20 тыс. питерских рабочих в составе продотрядов (См. Продотряды) отправились в деревню. В начале 1919, отвечая на обращение Ленина, тысячи рабочих Петрограда отбыли на Восточный фронт для борьбы против войск Колчака. Только с апреля 1918 по апрель 1919 на все фронты Гражданской войны ушло 170 тыс. петроградцев. Весной и осенью 1919 коммунисты и все рабочие в возрасте от 18 до 40 лет вместе с частями Красной Армии остановили наступление войск генерала Н. Н. Юденича (см. Петроградская оборона 1919). За героизм и самоотверженность питерского пролетариата в Гражданской войне 7-й Всероссийский съезд Советов 5 декабря 1919 наградил Петроград орденом Красного Знамени. В 1920 петроградский пролетариат (88 тыс. человек) под руководством партийной организации (22 тыс. человек), преодолевая большие трудности, приступил к восстановлению фабрик и заводов. При активном участии рабочих города был ликвидирован Кронштадтский антисоветский мятеж 1921, спровоцированный империалистами и белогвардейцами. После смерти Ленина 2-й съезд Советов СССР по просьбе трудящихся города переименовал Петроград в Ленинград. В дни ленинского призыва 1924 около 32 тыс. ленинградских рабочих вступило в РКП (б). В восстановительный период с 1921 по 1925 промышленность Л. увеличила выпуск продукции почти в 4 раза. Участвуя в выполнении ленинского плана электрификации России (ГОЭЛРО), ленинградцы помогали сооружать и оснащать оборудованием первенец советской гидроэнергетики — Волховскую ГЭС, развернули производство первых в стране гидрогенераторов и гидротурбин. К 1 мая 1924 с завода «Красный путиловец» вышел первый трактор советского производства, летом 1925 завод им. К. Маркса освоил производство шерстоткацких станков, в октябре 1925 со стапелей Балтийского судостроительного завода был спущен на воду первый советский лесовоз. Под руководством партийной организации [первый секретарь обкома ВКП (б) в 1926—34 С. М. Киров] ленинградцы внесли большой вклад в осуществление программы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. В 1927 выпуск промышленной продукции достиг уровня 1913, при этом электротехническая промышленность превзошла довоенный уровень в 3,5 раза (64% всей продукции электропромышленности СССР). Л. превратился в основную базу машиностроения, в арсенал социалистической индустриализации. Рабочие Л., особенно комсомольцы, были застрельщиками массового социалистического соревнования, многие его формы родились в Л. В 1928 на текстильной фабрике «Равенство» была создана первая в стране ударная бригада (в конце 1929 в Л. их стало свыше 2 тыс.). 5 марта 1929 рабочие «Красного выборжца» обратились через газету «Правда» ко всем предприятиям СССР с призывом включаться в социалистическое соревнование. В 1930 коллектив машиностроительного завода им. К. Маркса выступил инициатором встречного планирования, в 1931 на чугунолитейном заводе им. В. И. Ленина была создана первая хозрасчётная бригада, в конце 1931 ленинградцы выступили инициаторами техпромфинплана. 1-й пятилетний план (1929—32) промышленность Л. выполнила в 3 года. Выпуск валовой продукции увеличился в 3 раза и в 4,3 раза превысил объём 1913. 72% всей промышленной продукции Л. давала тяжёлая индустрия. В годы 1-й пятилетки было освоено более 200 новых видов изделий. В апреле 1931 Ижорский завод выпустил первый отечественный блюминг.

Ленинградцы участвовали в строительстве и оснащении Днепрогэса, канала Москва — Волга, Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов, Московского метрополитена, в освоении нефтяных районов «Второго Баку», помогали наладить производство тракторов в Харькове, Сталинграде и Челябинске, легковых автомобилей в Москве и Горьком, блюмингов в Краматорске и на Уралмашзаводе, турбин — в Харькове. Партийная организация города направила более 4,6 тыс. ленинградцев на колхозное строительство (см. Двадцатипятитысячники). Одним из зачинателей стахановского движения (См. Стахановское движение) в лёгкой промышленности стал рабочий ленинградской фабрики «Скороход» Н. Сметанин. Наряду с реконструкцией старых предприятий, в довоенные годы в Л. вводились в строй новые фабрики и заводы: Невский химический комбинат, гидролизный завод, фабрика технических сукон им. «Комсомольской правды», искусственного волокна, художественных красок, «Ленстанколит», станкостроительный завод им. Ильича и др.

В 1940 объём производства в Л. превысил уровень 1913 в 12,3 раза, его фабрики и заводы выпускали продукции больше, чем вся промышленность дореволюционной России. Только за один 1940 был освоен выпуск 235 новых видов турбин, дизелей, станков, сложных аппаратов и др. изделий, не выпускавшихся ранее в стране (всего за 1929—41 освоен выпуск свыше 2 тыс. видов новой продукции).

К 1941 на предприятиях работало свыше 800 тыс. рабочих. Благодаря технической реконструкции производства каждый из них в среднем производил продукцию 4—5 дореволюционных рабочих.

В годы Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—45 (См. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-45) под руководством партийной организации [секретарь обкома и горкома ВКП (б) А. А. Жданов, секретарь горкома ВКП (б) А. А. Кузнецов] ленинградцы показали образцы мужества и героизма. К июню 1941 партийная организация Л. насчитывала свыше 153 тыс. коммунистов, за время войны в партию было принято свыше 51,5 тыс. человек. До 70% коммунистов и 90% комсомольцев Л. сражались на фронтах. С 10 июля 1941 развернулась Ленинградская битва 1941-44. Около 500 тыс. ленинградцев под огнем противника строили оборонительные рубежи. 200 тыс. человек вступили в народное ополчение. Для борьбы с диверсантами к июлю были созданы истребительные батальоны (17 тыс. человек). В городе действовало 35 батальонов МПВО (20 тыс. человек). Ленинградцы входили в состав 200 партизанских отрядов и 125 партийных подпольных групп, действовавших на временно оккупированной территории Ленинградской области.

В июне — августе из Л. были эвакуированы 70 крупных промышленных предприятий, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, свыше 2/3 наиболее ценного промышленного оборудования, культурные ценности. Оставшиеся предприятия перестроились на военный лад. За годы войны промышленность освоила до 200 новых видов оборонной продукции, было построено и отремонтировано 2 тыс. танков, 1500 самолётов, тысячи морских и полевых орудий, много боевых кораблей; изготовлено 225 тыс. автоматов, 12 тыс. миномётов, около 10 млн. снарядов и мин.

4 сентября 1941 начался артиллерийский обстрел Л. 8 сентября вражеская авиация совершила первый массированный налёт, в тот же день немецко-фашистские войска, захватив г. Шлиссельбург, полностью блокировали город. Героическая оборона Л. продолжалась 872 дня. За это время противник обрушил на город более 5 тыс. фугасных и 100 тыс. зажигательных бомб, около 150 тыс. артиллерийских снарядов. Авиацией и артиллерией врага было разрушено свыше 3 тыс. и повреждено свыше 7 тыс. зданий. Снабжение города осуществлялось с 12 сентября 1941 под огнем противника по Ладожскому озеру, а с 16 ноября, с прекращением навигации, — лишь самолётами гражданского воздушного флота. Со 2 сентября 1941 продовольственный паёк населению сокращался 4 раза, с 20 ноября по 25 декабря 1941 он был наименьшим (250 г хлеба рабочим, 125 г служащим, иждивенцам и детям). В результате блокады от голода умерло 641803 человек, свыше 17 тыс. человек погибло при бомбёжках и артиллерийских обстрелах.

В период блокады ленинградцы повседневно ощущали поддержку и заботу всей страны. Большое вынимание осажденному городу уделяли ЦК ВКП (б), Государственный комитет обороны, Советское правительство. 22 ноября открылась автомобильная дорога по льду Ладожского озера (см. «Дорога жизни»). В феврале 1942 хлебный паёк увеличился в 2 раза. В январе — ноябре 1942 по «Дороге жизни» было эвакуировано около 1 млн. ленинградцев. Летом 1942 через трубопроводы, проложенные по дну Ладожского оз., в Л. начало поступать горючее; осенью 1942 по подводному кабелю Л. получил ток Волховской ГЭС. После прорыва блокады (18 января 1943) по вновь построенной железной дороге в Л. пошли поезда с продовольствием, боеприпасами и сырьём. К 27 января 1944 Л. был полностью освобожден от блокады; противник отброшен от города на 65—100 км. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждено около 930 тыс. человек. За мужество и отвагу в условиях блокады и борьбы против фашистских захватчиков 26 января 1945 Л. был награжден орденом Ленина. К 30-летию ВЛКСМ (1948) орденом Красного Знамени награждена ленинградская комсомольская организация. Уроженцам Л. — С. М. Богданову, В. М. Голубеву, В. Н. Осипову и Е. П. Федорову — присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

Работы но восстановлению Л. начались сразу после снятия блокады. 29 марта 1944 Государственный комитет обороны принял решение о первоочередных мерах помощи Л. По призыву партийной организации в Л. развернулось движение за овладение второй, строительной профессией. На восстановлении города ленинградцы добровольно отработали в воскресные дни около 50 млн. час. К 1947 трудящиеся в основном восстановили довоенный облик города. Промышленность Л. к 1949 достигла довоенного уровня, а к концу 5-й пятилетки (1955) объём промышленной продукции увеличился по сравнению с 1940 в 2,3 раза. В годы семилетки (1959—65) ленинградская промышленность выпустила более 6 тыс. новых образцов промышленной продукции. В сентябре 1959 на ходовые испытания вышел построенный на Адмиралтейском заводе с помощью 500 предприятий СССР первый в мире атомный ледокол «Ленин».

21 июня 1957 в связи с 250-летием города Л. награжден вторым орденом Ленина, в ознаменование исторической даты учреждена медаль «В память 250-летия Ленинграда». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 городу-герою Л. вручена медаль «Золотая Звезда». К 50-летней годовщине Советской власти 4 ноября 1967 Л. награжден орденом Октябрьской Революции.

В 1967 промышленность Л. выпустила продукции в 65,6 раза больше, чем в 1913, и в 3 раза превысила уровень промышленного производства дореволюционной России. За 8-ю пятилетку (1966—70) валовая продукция промышленности Л. возросла на 35,3%. Претворяя в жизнь решения 24-го съезда КПСС, ленинградцы успешно выполняют задания 9-го пятилетнего плана. Большую роль в их трудовых успехах играет ставшее традиционным социалистическое соревнование с трудящимися Москвы.

Экономический очерк. В системе народного хозяйства СССР Л. занимает исключительно важное место; это второй после Москвы промышленный центр Советского Союза, ведущий центр научно-технического прогресса, школа промышленных кадров, поставщик средств технического перевооружения отраслей народного хозяйства СССР.

Промышленность. В послевоенные годы во всё возрастающих масштабах осуществлялся процесс реконструкции промышленности; важнейшими его направлениями были непрерывное повышение уровня концентрации производства, углубление и совершенствование специализации, развитие внутриотраслевого и межотраслевого кооперирования, постоянная модернизация промышленного оборудования и т.д. Неуклонно возрастает роль города в освоении наиболее сложных и новых для Советского Союза производств. Только за 1966—70 создано 2649 новых образцов промышленной продукции. Благодаря непрерывному повышению уровня технической оснащённости предприятий рост объёма производства в промышленности Л. в течение длительного времени происходит почти полностью за счёт повышения производительности труда. Доля Л. в общей стоимости промышленной продукции СССР составляет (1972) 2,9%; по ряду производств (турбин, дизелей, электрооборудования и др.) удельный вес Л. достигает 25—100%. Ведущая отрасль промышленности — машиностроение (даёт около 40% промышленной продукции города), выделяются: судостроение, энергомашиностроение, приборостроение, электронная и радиотехническая промышленность, станкостроение. Половина рабочих Л. — металлисты. Одна из главных особенностей машиностроения — преобладание и исключительное разнообразие сложных отраслей и сравнительно невысокая (вдвое меньшая, чем в среднем по РСФСР) металлоёмкость. Л. — один из главных центров судостроения страны. На Балтийском, Адмиралтейском и др. заводах строятся суда различных типов — мощные танкеры, рефрижераторы, ледоколы и пр. Известна продукция машиностроительных предприятий — «Электросилы» им. С. М. Кирова, Металлического завода им. 22-го съезда КПСС, Невского машиностроительного завода им. В. И. Ленина, «Русского дизеля». Освоено производство паровых турбин мощностью 800 тыс. квт, гидравлических — св. 500 тыс. квт, газовых — 100 тыс. квт. Среди важнейших предприятий — заводы электротехнической, радиотехнической и электронной промышленности, выпускающие высоковольтное оборудование, изделия электровакуумной промышленности и др. («Электроаппарат», «Светлана» и ряд др.). Развито разнообразное приборостроение. Из предприятий тяжёлого машиностроения наиболее крупные (реконструированные старые заводы) — Кировский (см. Ленинградский Кировский завод) и Ижорский завод (в Колпино). Л. известен также станкостроением и производством оборудования для трикотажной, обувной, табачной, полиграфической и др. отраслей промышленности. Около 6—7% промышленной продукции города дают предприятия химической промышленности, освоившие производство многих новых изделий (различных синтетических материалов, шин, резинотехнических изделий и др.). Лёгкая и пищевая промышленность Л. производит обувь, нитки, трикотаж, ткани из химических волокон, папиросы и многое др.; некоторые предприятия этих отраслей относятся к числу крупнейших в стране (фабрики« Скороход», «Красное знамя»). Осуществлена коренная реконструкция топливно-энергетического хозяйства Л. и его района. Одним из важнейших направлений развития энергетики было строительство электростанций, использующих местные энергоресурсы — торф, горючие сланцы, гидроэнергию. Централизованное электроснабжение Л. обеспечивается Северо-Западной энергосистемой. За годы Советской власти в черте города сооружен ряд ТЭЦ; под Л. строится (1973) атомная электростанция (мощностью 2 млн. квт) и Северная ТЭЦ (0,5 млн. квт). Город получает также большое количество различного дальнепривозного топлива — донецкий, кузнецкий, печорский уголь, нефтепродукты Волго-Уральского и др. районов, сланцевый газ Кохтла-Ярве и Сланцев, природный горючий газ Украины, Коми АССР, Северного Кавказа, Средней Азии, поступающий через московское газовое кольцо по газопроводам Серпухов — Л. и Белоусово — Л. В топливном балансе Л. доля горючего газа непрерывно возрастает (30% в 1965, 36% в 1970); поставки газа увеличились с 1,8 млрд. м3 в 1960 до 7,2 млрд. м3 в 1972.

Транспорт. Л. — один из важнейших транспортных узлов СССР с большим разнообразием выполняемых им функций. В грузообороте узла 1-е место принадлежит железнодорожным перевозкам, 2-е — речным, 3-е — морским. Прибытие грузов в 3 раза превышает (по весу) отправление; завозятся в город главным образом минеральные строительные и лесные материалы, металлы, уголь, продовольствие; вывозятся преимущественно машины, изделия химической, лёгкой и др. отраслей промышленности. Из города в разных направлениях идёт 12 ж.-д. линий: 8 к Ю. от Невы, 4 к С. от неё. Все пригородные ж.-д. участки электрифицированы. Л. — крупный речной порт, конечный пункт Волго-Балтийского водного пути. Л. — морской порт международного класса (см. Ленинградский морской порт). В 11 направлениях расходятся автомагистрали; автовокзалы обслуживают до 1/10 выезжающих из города пассажиров. Ленинградский аэропорт (второй по значению после Московского) ежедневно отправляет самолёты в 60 направлениях; протяжённость обслуживаемых им трасс превышает 100 тыс. км.

Торговля. В городе имеется около 3500 продовольственных и промтоварных магазинов. Розничный товарооборот в 1972 составил 4,7 млрд. руб (2,8% товарооборота Советского Союза). За 1966—70 объём товарооборота розничной торговли возрос на 44%, в том числе по продаже продовольственных товаров на 30% и промтоваров на 65%. Намного выросло потребление товаров длительного пользования: холодильников, стиральных машин, пылесосов, телевизоров. В этот же период открыто 575 продовольственных и промтоварных магазинов, переведено на самообслуживание 252 магазина. В 1970 были введены в эксплуатацию 2 крупнейших в Л. универсама «Фрунзенский» и «Калининский» и в 1971 третий — «Выборгский» по 4 тыс. м2 площади каждый. В Л. (1971) свыше 4 тыс. предприятий общественного питания, из них в 1966—70 было открыто 411 предприятий.

Городское хозяйство. За 20—30-е гг. в Л. было построено около 4 млн. м2 жилой площади — около 1/6 жилого фонда дореволюционного Петербурга. В годы Великой Отечественной войны осажденный Л. потерял до 5 млн. м2 жилья. За 1946—55 построено 5,3 млн. м2 общей площади, а за 1961—70 — 21,4 млн. м2. Только за 1961—72 более 40% жителей переселено в новые квартиры. К началу 1973 жилой фонд составил 51,3 млн. м2, в 2,4 раза больше, чем в 1913. Возводятся дома повышенной этажности с улучшенной планировкой квартир. Созданы новые крупные жилые массивы (см. раздел Планировка и архитектура).

Коммунальное хозяйство Л. за годы Советской власти было перестроено. Увеличены мощности водопроводных станций, проделана большая работа по газификации и теплофикации. Протяжённость водопроводной сети 2,5 тыс. км. В 1970 было оборудовано водопроводом и канализацией 99% жилой площади (в 1940—93%). Газифицировано 98% жилой площади (в 1940—9%). Протяжённость газовой сети составляет около 2 тыс. км. По всем газопроводам подаётся в город свыше 5 млрд. м3 газа в год. 98% квартир имеет центральное отопление (в 1940—17%). Осуществляются важные мероприятия по улучшению работы внутригородского транспорта. Общая протяжённость троллейбусных линий — 356 км (первая линия с 1936), трамвайных — 532 км и автобусных — 3026 км. В 1966—70 проложено 48 км новых трамвайных путей и 143 км — троллейбусных; протяжённость автобусных маршрутов увеличилась на 531 км, протяжённость линий метрополитена (пущен в 1955) — с 24 до 44,7 км и количество станций с 18 до 27. Перевозка пассажиров возросла с 263 млн. человек в 1965 до 41



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте