Большая советская энциклопедия

Лессинг

I

Ле́ссинг (Lessing)

Готхольд Эфраим (22.1.1729, Каменц, Саксония, — 15.2. 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Родился в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском (1746—48) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в Берлин, отказался от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл полуголодное существование независимого литератора. В 1760—65 секретарь губернатора Силезии, прусского генерала Тауэнцина. Совершил неудавшуюся попытку основать театр в Гамбурге (1767—68). Окончил свои дни в скромной должности библиотекаря брауншвейгского герцога. Основной пафос деятельности Л. — борьба с идеологией абсолютизма за создание демократической национальной культуры как средства политического объединения страны, уничтожения феодализма и сословности. Утверждая в ранних анакреонтических песнях право человека на радости жизни, Л. в баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати и немецкого филистерства. В борьбе с классицизмом создал первую в Германии семейную «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755) и комедию с национальными характерами «Минна фон Барнхельм» (1767), в которой просвещённая мораль торжествует над сословными и региональными предрассудками. В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) гневно осудил деспотизм и произвол феодальных князей. Просветительская проблематика определяет и публицистическую деятельность Л. (сотрудничество в газете «Фоссише цайтунг», 1751—55; издание «Театральной библиотеки», 1754—1758, и др.). Против церковной реакции и религиозной нетерпимости, в защиту гуманности и общечеловеческого равенства направлена драматическая поэма «Натан Мудрый» (1779). Важнейшая заслуга Л. — обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах поэзии («Лаокоон», 1766), защита теоретических принципов реалистического театра и драмы. В борьбе с аристократическим придворным театром Л. отстаивал правдивость и простоту театральных и драматургических форм («Гамбургская драматургия», 1767—69). В философии Л. явился одним из родоначальников материалистической традиции в Германии. Н. Г. Чернышевский посвятил Л. спец. монографию (1857). Высокую оценку деятельности Л. дали К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Меринг. В 1888—1943 в Берлине существовал «Лессинг-театр».

Соч.: Sämtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1—23, Stuttg., 1886—1924 (Bd 22, Tl 2, 1919, содержит перечень литературы о Лессинге с 1749 по 1919); Gesammelte Werke, Bd 1—10, В., 1954—58; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—10, СПБ. 1904; Драмы, М. — Л., 1937; Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936; Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Гриб В. P., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Фридлендер Г., Лессинг, М., 1957; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1, М. — Л., 1934; RiIIa Р., Lessing und sein Zeitalter, B., 1960; Seidel S., G. E. Lessing, 1729 — 1781. Eine Einführung in sein Leben und Werk, B., 1963; Ritzel W., G. E. Lessing, Stuttg. — [u. a.], 1966; Guthke K. S., Der Stand der Lessing-Forschung. Ein Bericht uber die Literatur von 1932—1962, Stuttg., 1965.

Г. М. Фридлендер.

Г. Э. Лессинг. «Минна фон Барнхельм». Илл. Д. Н. Ходовецкого (офорт, 1769).

Г. Э. Лессинг.

II

Ле́ссинг (Lessing)

Дорис Мей (р. 22.10.1919, Иран), английская писательница. Детство и молодость провела в Африке (Южная Родезия). С 1949 живёт в Лондоне. Автор антиколониальных романов «Трава поёт» (1950), дилогии «Марта Квест» (1952, русский перевод 1957)11 «Приличный брак» (1954) и африканского путевого дневника «Возвращение домой» (1957). Лучшее в творчестве Л. — сборники реалистических рассказов и повестей о нравах колониальных кругов Южной Африки. В середине 50-х гг. Л. пережила идеологический кризис, наиболее полно выразившийся в романе «Золотой дневник» (1962). Пьеса «Играй с тигром» (1962) и сборник рассказов «Мужчина и две женщины» (1963) трактуют тему безнадёжности современного стоицизма.

Соч.: African stories, L., 1964; Briefing for a descent into Hell, L., 1971; Landlоcked, L., 1965. в рус. пер. — Повести, М., 1958.

Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958; Ивашева В. В., Английская литература. XX в., М., 1967; Brewster D., D. Lessing, N. Y., [1965].

III

Ле́ссинг (Lessing)

Карл Фридрих (15.2.1808, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 5.6.1880, Карлсруэ), немецкий живописец. С 1826 жил в Дюссельдорфе (где учился в АХ), с 1858 — в Карлсруэ. Виднейший представитель дюссельдорфской школы (См. Дюссельдорфская школа), писал романтические пейзажи («Горный пейзаж», 1847, Музей изобразительных искусств, Лейпциг) и большие исторические полотна, отмеченные стремлением к исторической и психологической правдивости образов. Картины на темы движения гуситов («Проповедь гуситов», 1836, Национальная галерея, Берлин) созданы под влиянием подъёма немецкого демократического движения. Ф. Энгельс приветствовал обращение Л. к идеям социализма.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 520; Hütt W., Die Düsseldorfer Malerschule. 1819—1869, Lpz., 1964.

К. Ф. Лессинг. «Королевская чета, оплакивающая смерть дочери». 1830. Эрмитаж. Ленинград.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте