Большая биографическая энциклопедия

Липин, Николай Иванович

Липин, Николай Иванович

— профессор института инженеров путей сообщения; род. 22 ноября 1812 г., воспитывался в военно-строительном училище, откуда в 1829 г. поступил кадетом в институт корпуса инженеров путей сообщения и в 1831 г. произведен был в прапорщики. В 1833 г. он в чине поручика был назначен репетитором при институте, а в следующем году переведен в 3-й Московский округ, где был командирован в распоряжение майора Четверикова для занятий по составлению проекта шоссе от Москвы до Бреста. В округе он пробыл до 1836 г., когда вновь был причислен к институту репетитором. Кроме института, Липин преподавал курс начальной математики в Технологическом институте (с 1841) и в училище гражданских инженеров (с 1843). В 1842 г. он был командирован к инженерам Крафту и Мелешкову по постройке Николаевской жел. дороги. В 1847 г. назначен помощником начальника северной дирекции, а в 1850 г. профессором института по курсу водяных сообщений и по постройке машин. В изданном им в 1853 г. собрании таблиц и формул он предложил, вместо приводимого в сметах и исчислениях деления сажени на футы, заменить делением ее на десятые и сотые части, чем облегчается вычисление. В институте Липин оставался до 1856 г., когда был назначен вице-директором департамента жел. дорог. В 1860 г. он был произведен в генерал-майоры. При деятельном его участии выработан был закон о размерах подвижного состава на жел. дорогах и о пределах приближения строений к путям жел. дорог. В 1861 г. Липин был назначен членом от правительства в совет управления главного общества российских жел. дорог, в 1864 г. членом конференции института путей сообщения (оставался в этих должностях до конца своей жизни), в 1865 г. директором департамента жел. дорог и в 1870 г. членом совета министерства. В 1875 г. он был произведен в тайн. советники. Скончался Липин 3 февраля 1877 г.

Из печатных трудов Липина известны: "Таблицы, формулы и численные данные для сокращения вычислений и руководства при соображениях, относящихся до строительного искусства" (СПб. 1853), "О печах, изобретенных отставным инженер-капитаном Быковым" (СПб., 1857) и ряд статей по его специальности как оригинальных, так и переводных, помещенных в "Журнале Министерства Путей Сообщения", как-то: "Исследование одной из кривых, употребляемых при сопряжении дорог" (1838), "О реках, протекающих по слабому грунту, и о предохранении берегов их от подмывания" (Легрома и Шаперона, перевод 1839), "Железные дороги" (1840), "Теория постоянного движения текущих вод и приложение оных к решению многих вопросов гидравлики" (Вотье и Кориолиса, перевод Липина, 1841), "Об архимедовом винте" (1853), "Уроки и стоимость укладки водопроводных труб и других работ для снабжения городов и зданий водою" (1857), "Винтовое пароходство" (1858), "Пояснительная статья к постановлениям о пределах размеров подвижного состава и приближения строений к путям железных дорог" (1860) и "Вентиляция Смольного монастыря".

Житков, "Биографии инженеров путей сообщения", вып. I, стр. 47—49.

М. Попов.

{Половцов}

Липин, Николай Иванович

— инженер путей сообщения, профессор института (корпуса) инженеров путей сообщения (1812—1877). Напечатал: "Таблицы, формулы и численные данные для сокращенных вычислений и руководства при соображениях, относящихся до строительного искусства" (СПб., 1853), "О печах инженера Быкова" (1857) и много статей по своей специальности в "Журнале Министерства Путей Сообщения" (с 1838), а также и статей критических.

{Брокгауз}

Липин, Николай Иванович

(22 янв. 1812 — 3 февр. 1877) — рус. инженер, специалист в области ж.-д. транспорта. В 1833 окончил Ин-т корпуса инженеров путей сообщения и с 1836 начал там преподавать (с 1853 — проф.). В 1842—53 принимал участие в строительстве шоссейных дорог, а также Петербурго-Моск. ж. д. (ныне Октябрьская). С 1856 занимал крупные административные должности (с 1865 — дир. департамента ж. д.). В 1838 начал читать курс устройства ж. д., опубл. им в 1840 ("О железных дорогах"). В этом курсе Л. изложил основы проектирования ж. д., устройство верхнего строения пути и т.п.; обосновывал необходимость введения единой унифицированной ширины колеи.

Соч.: Таблицы, формулы и численные данные для сокращения вычислений и руководства при соображениях, относящихся до строительного искусства, ч. 1—2, СПб, 1853; Исследование одной из кривых, употребляемых при сопряжениях дорог, "Журнал путей сообщения", 1838, т. 1, кн. 4; Пояснительная статья к постановлениям о пределах размеров подвижного состава и приближения строений к путям железных дорог в России, "Журнал Главн. упр. путей сообщения и публичных зданий", 1860, т. 32, [ч.] 2.

Лит.: Житков С., Биографии инженеров путей сообщения, вып. 1, СПб, 1889; Воронин М. И., К истории изысканий и проектирования Петербургско-Московской железной дороги, в кн.: Сборник Ленинградск. ин-та инженеров железнодорожного транспорта, вып. 143, М., 1952.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте