Большая биографическая энциклопедия

Ломан, Николай Логинович

Ломан, Николай Логинович

— педагог и писатель; род. 4 февраля 1830 г., образование получил в С.-Петербургском университете, по окончании которого преподавал русскую словесность в военно-учебных заведениях; затем он был директором С.-Петербургского тюремного комитета, в каковой должности проявил большую энергию и гуманность. Под псевдонимом Н. Гнут Ломан помещал в "Искре" бойкие юмористические стихотворения. Скончался 5 декабря 1892 г.

Энциклопедический словарь Ефрона, т. 34, стр. 928.

{Половцов}

Ломан, Николай Логинович

— педагог и писатель. Учился в спб. университете, преподавал русскую словесность в военно-учебных заведениях, был директором спб. тюремного комитета, где проявил большую энергию и гуманность. Под псевдонимом Н. Гнут помещал в "Искре" бойкие юмористические стихотворения. Умер в 1892 г.

{Брокгауз}

Ломан, Николай Логинович

[?—1893] — известный под псевдонимом Гнут — пародист 60-х годов. Окончил Петербургский университет, преподавал словесность и русский язык в ряде военно-учебных заведений, с 1868 — председатель петербургского тюремного комитета; отличался заботами об улучшении положения "малолетних преступников".

В феврале 1860 в сатирическом журнале "Искра" (см.)появился первый памфлет Л. за подписью "Гнут" — "Лит-ые вариации"; за ним последовало еще пять (последний — в декабре 1861). Памфлеты Гнута, содержавшие ряд пародий, являлись одним из ярчайших проявлений той борьбы, которую передовые органы "разночинцев" (т. е. революционной мелкобуржуазной демократии того времени), "Искра" и "Свисток", вели против поэтов "чистого искусства" — К. Случевского, Фета, Тютчева, К. Павловой, а также П. Кускова, Л. Мея, В. Крестовского и мн. др. Ломан боролся не только с политической реакционностью большинства этих поэтов, но и с принципами дворянской поэтики. Таковы его пародии: на "Мемфисского жреца" Случевского ("Коварство и любовь"), где жанр дворянской романтической баллады снижен введением прозаической тематики и лексики (вместо жреца — городовой, вместо храма — участок, вместо девы — проститутка и т. д.); на Мея, где Л. высмеивает поэтов дворянского стиля как последышей поэзии 30-х гг. — "Мне недавно приснилося,/ Будто минувшее наше опять возвратилося,/ Лиры 30-х гг. вновь звучат тихоструйные,/ Будто восстали из тлена Ершовы, Трилунные" — и вышучивает весь арсенал традиционных образов и тем поместного стиля ("Ручьи, соловьи перекатные, Пеночки, просеки, гроты, поля ароматные").

Пародии Н. С. Курочкина, Конрада Лилиеншвагера (H. А. Добролюбов) и др. в "Свистке" и "Искре" сыграли огромную роль в формировании разночинческого стиля русской поэзии и в разрушении канонов дворянской поэтики. Среди этих пародистов видное место принадлежит Ломану — "пугалу поэтов".

Библиография: I. Забытый смех, сборник II, составил А. Амфитеатров, Москва, 1917.

II. Лелевич Г., Поэзия революционных разночинцев, М. — Л., 1931.

III. Венгеров С., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914, стр. 502.

Г. Л.

{Лит. энц.}



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте