Новая философская энциклопедия

ЛУНИН

ЛУНИН Михаил Сергеевич [29 декабря 1787 (9 января 1788), Петербург – 3(15) декабря 1845, Акатуй, Иркутская губ.] – русский социальный мыслитель, декабрист. Из дворян, получил домашнее образование. В 1803–15 – на военной службе, участвовал в войне 1812–14. В 1816 вошел в Союз спасения, выступил с идеей установления конституционной монархии. В 1816–17 проживал во Франции, где принял католичество. В Париже встречался с Ж.де Местром, А.Сен-Симоном, увлекся утопией построения общества, основанного на принципах христианской морали. 1817–21 – один из создателей Союза спасения и Союза благоденствия, член Северного и Южного обществ. В восстании 14 декабря не участвовал. В 1826 Лунин был арестован и осужден на 15 лет каторжных работ. В 1836 вышел на поселение в село Урик Иркутской губернии. В 1841 вновь арестован и сослан в крепость Акатуй. Вероятна насильственная его кончина. В урикский период (1836–41) создал основные историко-политические сочинения. Агитационные по характеру «Письма из Сибири» (1836–40) содержат критику различных сторон российской действительности, и прежде всего крепостного права. В работах «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год» (1838), «Разбор донесения тайной следственной комиссии» (1839) анализировал цели, программу, причины неудачи декабристского движения. В «Розыске историческом» (1838) и «Общественное движение в России» (1840) проследил предпосылки возникновения его как движения политического. В сочинениях Лунина продолжился принципиальный спор декабристов с Карамзиным о роли самодержавия и движущих силах истории. Отрицая самодержавие по причине его надзаконности, он подчеркивал роль народа и сознательно делал акцент на народном характере дела декабристов. Лунин определил движение декабристов как «нравственное и умственное», а самих декабристов назвал «апостолами свободы». Есть основания полагать, что мыслитель намеревался написать труд по всеобщей истории, главная идея которого (судя по фрагментам) заключалась в том, что с развитием общества растет и свобода личности. Лунин оставался сторонником конституционного политического устройства. В соответствии со своим деистическим мировоззрением он полагал, что любая власть, взаимные обязанности и права равным образом исходят от Бога. Лунин убежден, что «вера превышает наш разум» – философия служит к обозначению пределов человеческого ума, тогда как Писание беспредельно. В «Записных книжках» он подчеркивает важную культурно-историческую роль католичества, которое способствовало установлению гражданственности и законности: «Католичество повсюду было источником конституционных принципов» (Соч. и письма. Пг., 1923, с. 211). Лунин не принимал православие, ибо подчиненная государству православная церковь, по его мнению, является «орудием политической власти» (там же, с. 181). Критиковал протестантизм как религию, граничащую с атеизмом.

Сочинения:

1. Письма из Сибири. М., 1988.

Литература:

1. Гессен С.Я., Коган М.С. Декабрист Лунин и его время. Л., 1926;

2. Эйдельман Н.Я. Лунин. М., 1970;

3. Окунь С.Б. Декабрист М.С. Лунин. Л., 1985.

И.Ф.Худушина



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте