Большая советская энциклопедия

Майя

I

Ма́йя

индейский народ в Мексике (полуостров Юкатан) (340 тысяч человек, 1970) и в Белизе (13 тысяч человек). Язык М. относится к семье языков майя-киче. Часть М. знает испанский язык. По религии М. формально католики, но фактически у них сохраняются пережитки дохристианских верований. Основное занятие современных М. — земледелие.

М. — создатели одной из древнейших цивилизаций Америки, существовавшей на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Возникновение цивилизации М. тесно связано с ольмекской культурой (См. Ольмекская культура) в Мексике. Древние М. занимались подсечно-огневым земледелием, выращивая кукурузу, фасоль, тыкву, томаты, корнеплоды, хлопчатник; разводили индюков и собак, мясо которых шло в пищу; занимались также охотой, рыболовством и пчеловодством. В 1-м тысячелетии н. э. у М. появились города с каменными сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль. В 9 веке большинство городов М. погибло, по-видимому, вследствие вторжения руководимых тольтеками (См. Тольтеки) индейских племён. В 10 веке на Юкатане возникло новое майя-тольтекское государство, в дальнейшем распавшееся на независимые города-государства. Господствующий слой в обществе М. составляли военная знать и жрецы (жречество имело сложную иерархию). У М. сохранялись пережитки родовых отношений, было развито рабство. Жители селений, составлявших территорию общины, несли различные повинности. В городах было развито ремесленное производство. Существовала многочисленная прослойка купцов. М. создали свою иероглифическую письменность (см. Майя письмо). Они обладали научными знаниями в области математики, медицины, астрономии (в частности, существовал детально разработанный календарь, с помощью которого они определяли сроки сельскохозяйственных работ). В религии М. особенно почитали божества дождя и ветра.

Из-за героического сопротивления М. начавшееся в 1527 завоевание Юкатана испанцами продолжалось многие десятилетия. М. неоднократно восставали и после установления независимости Мексики (крупнейшие выступления в 1847—54 и в 1904).

Древние сооружения М., помещенные на стилобатах, — четырёхгранные ступенчатые пирамиды, на усечённых вершинах которых находятся небольшие храмы (например, «Храм Солнца» в Паленке, 2-я половина 7 века), а также узкие длинные здания (резиденции правителей, жречества и знати), которые группируются вокруг замкнутых дворов, и площадки для культовых игр. Скульптура (первоначальный материал — дерево, затем — известняк), представленная рельефами на стенах храмов и стелах (весьма схематичными до 4 века, более естественными в 7 — начале 8 веков), получила особенное развитие во 2-й половине 8—9 веков, когда образовались местные школы (Пьедрас-Неграс, Паленке, Копан и Киригуа). В это время появились уравновешенные многофигурные композиции, в которых плоский рельеф свободно сочетался с горельефом. Совершенства достигла мелкая пластика (статуэтки из терракоты и изделия из полудрагоценных камней). Живопись М. представлена настенными росписями (яркие по цвету росписи храма в Бонампаке, 2-я половина 8 века) и изображениями на сосудах (мифологическая или историческая тематика). Известны рисунки в иероглифических рукописях М. (среди них своим художественным уровнем выделяются рисунки в «Дрезденской рукописи»). В майя-тольтекский период на полуострове Юкатан крупными архитектурно-художественными центрами были города Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.

Лит.: Ланда Д., Сообщение о делах в Юкатане. 1566 г., перевод со староиспанского, М. — Л., 1955; Народы Америки, т. 2, М., 1959; Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М. — Л., 1963; Галленкамп Ч., Майя, перевод с английского, М., 1966; Кузьмищев В., Тайна жрецов майя, М., 1968; Кинжалов Р. В., Искусство древних майя, М. — Л., 1968; его же. Культура древних майя, Л., 1971 (библиография); Morley S. G., The ancient Maya, 3 ed., Stanford, [1956]; Сое M. D., The Maya, N. Y. — Wash., [1966]: Kidder A., Samayoa Chinchilla C., The art of the ancient Maya, N. Y., 1959; Martinez Paredez D., Un continenté у una cultura. Мéх., 1960; Wadepuhl W., Die alten Maya und ihre Kultur, Lpz., 1964; Maya, Fribourg, [1964].

Фрагмент фигуры с факелом на фасаде «Трибуны для зрителей» в Копане. Камень. 8 в.

Каменная статуя и фрагмент колоннады «Храма воинов» в Чичен-Ице. 9—12 вв.

Мужская фигура. Терракота. Музей штата Табаско. Вилья-Эрмоса.

Дворец в Паленке. 7—8 вв.

«Королева». Деталь архитектурного декора из Ушмаля. Известняк. 10—12 вв. Национальный музей антропологии. Мехико.

Рельеф с изображением игрока в мяч. Известняк. Национальный музей антропологии. Мехико.

Обсерватория «Караколь» в Чичен-Ице. 9—12 вв.

«Эль Арко» (ложный свод) в Лабне. 8 в.

«Храм надписей» в Паленке. 7—8 вв.

II

Ма́йя (санскр. — видимость, иллюзия)

одно из важнейших и наиболее универсальных понятий древней и средневековой индийской религии, философии и культуры. Первоначально, по-видимому, означало магическую способность шамана, мага или жреца преобразовывать друг в друга вещи и события видимого мира. Впоследствии из первоначального мифологического представления развились три концепции М., отразившие три стороны её исходного значения. Во-первых, «энергетическая» концепция: М. как божественная творческая сила, ассоциирующаяся с рождающим женским началом («шакти»), служащая необходимым дополнением образа любого индийского божества — способом его раскрытия в универсуме. Во-вторых, «материальная» концепция: М. представляется «тканью» любой действительности и конечным продуктом всякой (не только божественной) деятельности и таким образом приравнивается к понятию «сотворённая вселенная», противополагаясь несотворённому духовному началу. В-третьих, «психологическая» концепция: М. выступает синонимом игры психических сил («хрида», или «лила»), иллюзорности всего воспринимаемого и мыслимого, завесы, закрывающей от человеческого взора высшую сущность бытия и действительный смысл обыденного существования.

В философском толковании адвайта-веданты (учение «майя-вада») М. предстаёт как способность, промежуточная между абсолютной реальностью (Брахманом) и абсолютной нереальностью («круглый квадрат»). Она не сотворена и не уничтожима. Противопоставление брахмана как абсолютной реальности и М. как мира явлений позволило основателю адвайта-веданты Шанкаре (См. Шанкара) создать законченную систему метафизики, в которой онтологические, гносеологические и психологические антиномии и парадоксы решаются за счёт введения понятия об уровнях реальности, образующих структуру М.

В отдельных религиозных культах (прежде всего в Шиваизме) М. выступает в антропоморфном виде — как супруга Шивы.

Лит.: Shastrî P. D., The doctrine of Mâyâ in Vedanta. L., 1911; Deutsch E., Advaita-Vedanta, Honolulu, 1969; Saccidanandamurti K., Revelation and reason in Advaita-Vedanta, Waltair, 1959.

А. М. Пятигорский.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте