Советская историческая энциклопедия

МАКАРОВ

1.

Алексей Васильевич (1675-1750) — рус. гос. деятель, тайный кабинет-секретарь Петра I (с 1710). Выходец из моск. посадских людей. Отличался выдающимися способностями и трудолюбием. Сделал блестящую карьеру. Постоянно сопровождал Петра I в поездках. М. был одним, из ближайших советчиков царя и пользовался его огромным доверием, имел большое влияние на ход гос. дел. За содействие возведению на престол Екатерины I был награжден чином тайного советника и крупными поместьями. Занимался пром. предпринимательством. В 1722-29 собирал материалы, писал и редактировал (совм. с фон-Гюйссеном, П. П. Шафировым, Ф. Прокоповичем и др.) "Историю Северной войны" (рукопись хранится в ЦГАДА).

=====

Лит.: Голиков И. И., Деяния Петра Великого, Дополнение, т. 18, М., 1897; Бантыш-Каменский Д. Н., Словарь достопамятных людей Рус. земли, ч. 3, М., 1836; Шереметевский В. В., Дела следств. комиссии о кабинет-секретаре Петра I A. В. Макарове (1732-1734), в кн.: Описание док-тов и бумаг, хранящихся в Моск. архиве Мин-ва юстиции, т. 6, М., 1889.

2.

Степан Осипович (27.XII.1848 (8.I.1849) — 31.III.1904) — рус. флотоводец и ученый, вице-адмирал (1896). Род. в г. Николаеве в семье прапорщика. В 1865 окончил низшее отделение Мор. училища в г. Николаевске-на-Амуре, в 1869 произведен в мичманы. Первые плавания совершил на кораблях эскадры Тихого ок., затем был переведен на Балт. флот. Во время службы на броненосной лодке "Русалка" начал исследования проблем непотопляемости судов, сохраняющие значение до сих пор. В 1876 после перевода на Черноморский флот предложил оборудовать пароход "Константин" для перевозки минных катеров в р-ны стоянки кораблей противника для их атаки. Во время рус.-тур. войны 1877-78 осуществил эту идею и провел ряд успешных атак катерами с шестовыми минами. В дек. 1877 впервые использовал в бою торпеду Уайтхеда; в янв. 1878 торпедировал на Батумском рейде тур. сторожевой корабль "Интибах". В 1881, командуя рус. стационаром "Тамань" в Босфоре, провел гидрологич. работы в проливе и написал науч. труд "Об обмене вод Черного и Средиземного морей" (СПБ, 1885), удостоенный премии Академии наук. Затем служил на Балт. флоте, разработал ряд предложений по улучшению Кронштадтского порта, боевой подготовки и отмобилизации флота. С авг. 1886 по май 1889, командуя корветом "Витязь", совершил кругосветное плавание, собрал богатейшие науч. наблюдения, обобщенные им в блестящей работе ""Витязь" и Тихий ок." (т. 1-2, СПБ, 1894), получившей премию Академии наук и золотую медаль Географич. об-ва. В 1890 произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балт. флота, а в 1891 — гл. инспектором мор. артиллерии. В 90-х гг. изобрел бронебойные наконечники к снарядам ("макаровские колпачки"), написал исследование — "Разбор элементов, составляющих боевую силу судов" (СПБ, 1894). В конце 1894 назначен командующим эскадрой Средиземного м., к-рая в 1895 была направлена на Тихий ок. Здесь М. разработал наставление по подготовке кораблей к бою. По возвращении с Д. Востока в 1896 командовал практич. эскадрой Балт. флота. Выдвинул идею создания мощного ледокола для исследования Арктики. По предложению М. и под его наблюдением был построен ледокол "Ермак". В 1897 опубликовал под девизом "Помни войну" капитальный труд "Рассуждения по вопросам мор. тактики" ("Морской сб.", 1897, No 1-4, 2 изд., 1943), в к-ром изложил основы тактики парового флота. В 1899 и 1901 совершил походы на "Ермаке" в Арктику. С 1899 М. — гл. командир Кронштадтского порта, продолжал работу над вопросами улучшения боевых качеств кораблей, составил записку о 20-летней программе строительства флота. В работе "Без парусов" (СПБ, 1903) разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время. М. внимательно следил за обострением обстановки на Д. Востоке, высказывал опасения за флот, к-рый может подвергнуться внезапной атаке на внеш. рейде Порт-Артура. После начала рус.-япон. войны 1 февр. 1904 назначен командующим Тихоокеанским флотом и 24 февр. прибыл в Порт-Артур. Постоянно находясь на кораблях, М. воодушевлял личный состав на борьбу с противником, руководил отражением ночных налетов, организовал дозорную службу, постановку минных заграждений, наладил стрельбу береговых батарей, траление фарватеров. М. готовил флот к активным боевым действиям. Погиб вместе с большей частью экипажа на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине. В 1913 М. был поставлен памятник на Якорной площади в Кронштадте (работы Л. В. Шервуда).

=====

Соч.: О непотопляемости судов, "Морской сб.", 1875, No 6; Об исследовании Сев. Ледовитого ок., СПБ, 1897; "Ермак" во льдах, ч. 1-2, СПБ, 1901; Броненосцы или безбронные суда?, СПБ, 1905; Океанографич. работы, М., 1950.

=====

Лит.: С. О. Макаров, Док-ты, т. 1 — 2, М., 1953; Бутаков А., Памяти С. О. Макарова, "Морской сб.", 1904, No 9; Врангель Р. P., Вице-адм. С. О. Макаров. Биографич. очерки, ч. 1-2, СПБ, 1911-13; Крылов А. Н., Вице-адм. Макаров, М.-Л., 1944; Еремеев Л. М., Адм. Макаров, М.-Л., 1939; Островский Б., С. О. Макаров, М., 1951; Добровольский А. Д., Адм. С. О. Макаров путешественник и океанограф, М., 1948.

=====

Л. М. Еремеев. Москва.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте