Мифологическая энциклопедия

МАРА

I (санскр. и пали mâra, букв. «убивающий», «уничтожающий»)

в буддийской мифологии божество, персонифицирующее зло и все то, что приводит к смерти живые существа. Образ M. встречается в текстах всех основных буддийских направлений. Главной функцией M. считается создание препятствий бодхисатвам, стремящимся к просветлению. M. подчинено огромное количество злых божеств, которые составляют десять разрядов, представляющих негативные эмоции человека (желание, ненависть, сомнение и т. д.). М. имеет дочерей, воплощающих сексуальные страсти. В народной мифологии М. считается реально существующим божеством. В философском буддизме он рассматривается как отражение человеческой психики. Излюбленной темой многих буддийских легенд является искушение Шакьямуни Марой.Лит.: Wnvman A., Studies in Yama and Мага, «Indo-Iranlan Journal», 1959, v. 3, № 1, p. 44-73, 112-31; Ling Т. О., Buddhism and the mythology of Evil, L., 1962. Л. М.

II

мapyxа, мора, кикимора, в славянской мифологии злой дух, первоначально, как и Марена, воплощение смерти, мора. Позднее М. отчасти утратила связь со смертью, но сохранила (в польских сказках и др.) свой вредный для человека характер, способность к оборотничеству и т. п. Белорус, мара — название нечисти, Мара — имя чучела, которое сжигают на костре в ночь на Ивана Купалу (см. КУПАЛА). Поэтому Марью в купальских песнях-легендах можно считать дальнейшей трансформацией образа М. в. и., в. т.

III

в низшей мифологии народов Европы злой дух, воплощение ночного кошмара (отсюда франц. cauchemar, «кошмар», англ. nightmare). Садится ночью на грудь спящего и вызывает удушье. М. ассоциировались в средние века с инкубами и суккубами; считалось также, что кошмары насылали ведьмы или дьявол. Образ М. имеет индоевропейские истоки — ср. славянскую Мару и т. п. м. ю.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте