Советская историческая энциклопедия

МЭН-ЦЗЫ

(ок. 372-289 до н. э.) — др.-кит. мыслитель, последователь Конфуция в области политики и этики. Уроженец царства Цзоу. Жил в столицах гос-в Ци и Лян. М.-ц. считал, что путь к образцовому управлению народом лежит через самоусовершенствование личности. Развивая идеалистич. тезис конфуцианства о том, что правитель управляет народом по воле неба, М.-ц. признавал возможность свержения его, если народ не приемлет правителя (что означает, по М.-ц., утрату правителем повеления неба). Однако свергнуть правителя должен не народ, а знать. Призывая к гуманному управлению, М.-ц. советовал правителям соблюдать умеренность в расходах и улучшать благосостояние народа, умирающего от голода и болезней. Он доказывал, что добрый правитель завоюет симпатии народа всей Поднебесной (т. е. всех гос-в тогдашнего Китая), что без войны ему удастся объединить ее под своей властью. М.-ц. оправдывал клас. гнет, считая, что деление общества на людей умств. труда и людей физич. труда и то, что первые управляют вторыми и живут за их счет, а вторые находятся в подчинении у первых и кормят их, — отвечает принципам разделения труда и является "всеобщим законом справедливости". М.-ц. выдвинул, исходя из общинных традиций, утопич. для его времени систему "колодезных" (или "квадратных") полей (цзин тянь), в основе к-рой лежала идея равномерного распределения земли среди крестьян, пропагандировал "умеренную налоговую политику" (умеренным обложением М.-ц. считал десятину).

=====

М.-ц. занял особое место в истории конфуцианства, он пошел дальше своего учителя, в особенности в своих социологич. взглядах. Нек-рые стороны его политич. мировоззрения носили прогрессивный, демократич. характер. Они оказали большое влияние на последующее развитие обществ. мысли Др. Китая. Демократич. стороны мировоззрения М.-ц. нек-рыми исследователями противопоставляются концеп- циям др.-кит. школы законников (фацзя), представлявшей интересы деспотии (см. В. А. Рубин, рец. на кн. Б. Уотсон, Ранняя кит. лит-ра, "НАиА", 1965, No 6).

=====

Взгляды М.-ц. изложены в трактате, носящем его имя, где записаны беседы М.-ц. с современниками и учениками. Аутентичность этого памятника в наст. время общепризнана.

=====

Источн.: Мэн-цзы чжэнъи (М.-ц. с комментариями), в кн.: Чжуцзы цзичен (Избр. произв. др.-кит. мыслителей), т. 1-2, Пекин, 1962; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904: The works of Mencius tr. by J. Legge, в кн.: The Chinese classics, v. 2, Oxf., 1895.

=====

Лит.: Васильев Л. С., Проблема цзин тянь, в сб.: Китай. Япония. К 70-летию академика Н. И. Конрада, М., 1961; Fung Ju-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princepton, 1952; Juan Chaucer, La philosophie morale et politique de Mencius, P., 1927.

=====

Л. И. Думан. Москва.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте