Новая философская энциклопедия

МОНАДА

МОНАДА (от греч. μονάς, родит. падеж μονάδος – единица, единое; лат. monas) – неделимое несоставное единство, мера и прообраз числа. Монада – начало бытия, материей которому служит другое, «неопределенная двоица», диада (Диог. Л. VIII 25); но материю можно считать также ее аспектом. С монадой связана проблематика неделимой несоставной точки (там же, III 107; Аристотель. «Метафизика», X 1, 1953а 27; XIV 2, 1089b 25; Марциан Капелла IХ). Трактат Аристотеля «О монаде» не сохранился. Неоплатонизм развернул теологию монады в благочестивом мифологизирующем ключе: четно-нечетная, она есть самопорождающее семя всех логосов, начало и предел, божественная связь противоположностей, ум, истина (Ямвлих. Теологумены арифметики 1). Монада «не знает начала и конца» (Макробий. Сон Сципиона 6), молниеносно проблескивает прежде всех вещей (ante cuncta vibrantem, Марциан Капелла VII). У Николая Кузанского монада – простой минимум, совпадающий с абстрактным максимумом («Наука незнания»), сродни точке («Простец об уме» 4, 74–75). Его мысль развертывает Дж.Бруно («Книга о монаде, числе и фигуре»). Возрождение теории монады в монадологии Г.В.Лейбница непосредственно и через Хр.Вольфа имело огромный резонанс в философии (И.Ф.Гербарт, Р.Г.Лотце, Ш.Ренувье, Э.Гуссерль) и различных науках от психологии и генетики до математики (Н.В.Бугаев).

Литература:

1. Раi Е. Il problema delia monadologia da Leibniz a Husserl. Mil., 1978.

В.В.Бибихин



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте