Новая философская энциклопедия

МОНОТЕИЗМ

МОНОТЕИЗМ (от греч. μόνος – один и θεός – бог) – религиеведческое, философское, теологическое (богословское) понятие, означающее веру в одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им.

В религиеведческом плане монотеизм – одна из форм религии, наиболее полно воплощенная в иудаизме [ИУДАИЗМ], христианстве, исламе;отчетливо проявляющаяся в зороастризме [ЗОРОАСТРИЗМ], а также в некоторых разновидностях индуизма [ИНДУИЗМ](особенно в Новое время). Монотеистические религии – это религии, имеющие основателей. Для них принципиальное значение имеет вера в то, что они конституированы на основе божественного откровения. Откровение носит профетическую форму. Понятие «монотеизм» тем или иным образом соотносится с понятиями «политеизм», «монолатрия» и «генотеизм». «Политеизм» – признание существования многих, в той или иной степени независимых друг от друга богов. «Монолатрия» означает почитание какого-то одного бога, не сопровождающееся отрицанием существования других богов. «Генотеизм» предполагает фактическое почитание одного бога, что не исключает существования других богов. Некоторые религиеведческие теории исходили из тезиса о том, что монотеизм как вера в одного высшего Бога являлся первоначальной формой и истоком различных религий. К числу наиболее известных относится концепция «прамонотеизма» В.Шмидта. Другие теории провозглашали монотеизм завершением эволюции религиозной жизни человечества. Подобные теории не находят убедительного подтверждения в многообразном религиозно-историческом материале.

Как теологическое и как философское понятие «монотеизм» в содержательном плане по существу совпадает с понятием «теизм», впервые оно встречается у кембриджского платоника Г.Мора. «Теизм» поначалу обозначал нечто противоположное «атеизму»и равнозначное «деизму».Лишь постепенно оформлялось понятийное различие между «теизмом» и «деизмом», суть которого выразил уже И.Кант: «Деист верит в одного Бога, а теист – в одного живого Бога». Определенную новацию в рассмотрение монотеизма внес Г.В.Ф.Гегель, у которого впервые монотеизм противопоставляется не политеизму, а пантеизму [ПАНТЕИЗМ]. Г.Коген увязал всемирно-историческое значение иудаизма с оформлением монотеизма. В понятии «теизм» Бог концептуализируется как абсолютная, трансцендентная по отношению к миру духовно-личностная реальность, выступающая в качестве безусловного творящего источника всего небожественного сущего и сохраняющая действенное присутствие в мире. «Теизм», однако, получает свою спецификацию в каждой из религий, относимых к монотеистическим.

Ю.А.Кимелев

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте