Большая советская энциклопедия

Мунье

I

Мунье́ (Mousnier)

Ролан (р. 7.9.1907, Париж), французский историк. Профессор Сорбонны (с 1955), руководитель Центра по исследованиям европейской цивилизации (с 1958). Председатель французского Национального комитета историков (с 1971). Основные работы М. посвящены истории Франции 16—18 вв., главным образом аграрным отношениям и социальной структуре общества, трактуемым в антимарксистском духе. Значительное место в его исследованиях занимает проблема французского абсолютизма, который он изображает как надклассовую силу, выражающую общенациональные интересы.

Соч.: La vénalité des offices sous Henri IV et Louis. XIII, 2 éd., P., 1971; Le XVIII siècle. Révolution intellectuelle, technique et politique (1715—1815), 2 éd., P., 1955; Le XVI et XVII siècles. Les progrès de la civilisation europèenne et le déclin de l'Orient (1492—1715), 5 éd., P., 1967; L'art de la dissertation historique, P., 1960; Le XVIII siècle. L'epoque des «Lumières» (1725—1815), P., 1963 (совм. с Labrousse E..); L'assassinat d'Henri IV 14 mai 1610, P., 1964; Tureurs paysannes. Les paysans dans les révoltes du XVII siècle (France, Russie, Chine), P., 1967.

II

Мунье́ (Mounier)

Эмманюэль (1.4.1905, Гренобль, — 22.3.1950, Шатне-Малабри, близ Парижа), французский философ-идеалист, основатель и глава французского Персонализма, организатор и руководитель его теоретического органа — журнала «Эспри» («Esprit», основан в 1932). В основе учения М. лежит признание абсолютной ценности личности. М. резко отграничивает понятие личности от понятия индивида. Если индивид, по М., — это изолированное человеческое «Я», замкнутый в себе, погруженный в свой внутренний мир человек, то личность — это высшая духовная сущность, находящаяся в постоянном творческом самоосуществлении. Это самоосуществление есть отрицание личностью своей индивидуальной самодостаточности и замкнутости, устремление к трансцендентному. В целом персонализм М. — одна из разновидностей католического Модернизма. Разделяя общую с экзистенциализмом теорию «вовлечения», М. считал, однако, что личность не «брошена» в мир, не враждебна ему, а разумно включается в него, преобразуя его согласно своим морально-политическим устремлениям.

Персонализм М. ставил и конкретные социально-политические задачи: борьбу с капитализмом и колониализмом, выступления против фашизма, поддержку мира. Путь освобождения человечества М. видел в моральном обновлении. Выступая как противник капитализма с позиций «христианского социализма», М. одновременно требовал «преодоления» марксизма; учению о классовой борьбе и социалистической революции он противопоставил идею «персоналистской и общинной духовной революции».

Соч.: Manifeste au service du personnalisme, P., 1936; Qu'est-ce que le personnalisme?, P., 1947; CEuvres, t. 1—4, P., 1961—63.

Лит.: Кузнецов В. Н., Французская буржуазная философия 20 в., М., 1970, с. 211—22; [Emmanuel Mounier], «Esprit», 1950, № 12 (174); Mounier et sa génération, P., 1956; Moix C., La pensée d'Emmanuel Mounier, P., 1960; Cuissard L., E. Mounier, P., 1963; Conilh J., Emmanuel Mounier. Sa vie, son oeuvre. Avec un exposé de sa philosophie, P., 1966; Plużański Т., Mounier, Warsz., 1967; Domenach J.- M., Emmanuel Mounier, P., 1972.

Т. А. Сахарова.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте