Этнографический словарь

народная педагогика

(синоним — этнопедагогика) — совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях,, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса.

Н.п. сохраняет в себе общие черты национальной культуры, методы и навыки воспитания, накопленные собственным народом и традициями других этносов. Источниками изучения Н.п. является фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и т. д. Нормативные требования Н.п. преимущественно извлекаются из народного творчества (фольклорной педагогики). Представленная в фольклорных текстах и обрядности Н.п. в совокупности составляет целостную воспитательную концепцию.

Одним из определяющих компонентов воспитания в Н.п. выступает передача национальных традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактические принципы. Особенно плодотворно идеи и опыт Н.п. присутствуют в дошкольном воспитании как общественном, так и в семейном. В народном сознании четко выражены идеи добра и зла, ценности, черты и качества, поощряемые и осуждаемые в народе (например, "трудолюбие — лень", "героизм — предательство").

Процесс воспитания человека основан на лучших: примерах и образцах поведения, наблюдениях за живой природой. В фольклорных текстах различных народов имеется много метафор, передающих конкретные педагогические представления: "цветок", "отросток", "побег", "поросль" и т. д. Произведения фольклора являются не только носителями педагогических идей, но и своего рода дидактическим материалом.

Н.п. отличается логической стройностью и системностью. Многие педагогические понятия народной мудрости четко определены, напр. питание, вскармливание, уход, пестование, наставления и др. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания реализовываются в Н.п. в особом внимании и заботливом отношении к детям, в том числе к сироте, приемышу, падчерице, пасынку, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших.

Достаточно полно представлены в Н.п. факторы воспитания: природа, мера, слово (мысль), труд (действие), быт, традиция, искусство, религия, общение, пример, идеал. Важнейшая роль отводится приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придается иногда особый смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, благословие, заклинание, зарок, клятва, исповедь, проповедь, упрек и др.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания представлены в виде совершенного человека.

В истории Н. п. можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Первым и главным лицом в воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры играли важнейшую роль в воспитании, значение отца как воспитателя утвердилось значительно позже. Взаимодействие воспитуемых и воспитателей достаточно сложно и в каждом конкретном обществе имеет свои особенности. В рамках родоплеменных отношений семья являлась главным сосредоточием народной педагогики — идей, традиций, опыта. В процессе формирования общественно-образовательных институтов Н.п. прочно сохраняла свои позиции. Введение массового обучения в государственных образовательных учреждениях несколько ограничило ее влияние, но в то же время ускорило взаимодействие Н.п. с педагогической наукой, школьной практикой, что дало толчок к обогащению народного опыта научными методами воспитания. Переход воспитательных функций в ведение государства оказывал одновременно разрушительное воздействие на Н.п.: утрачивались национальные педагогические традиции, самобытные формы воспитания.

Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов педагогической системы без изменения оригинального характера Н.п.

Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием Н.п., т.к. научная педагогика основывалась на достижениях других наук о человеке, сложившихся воспитательных традициях, опыте народного воспитания. Во второй половине XX века тенденции демократизации системы образования во всем мире способствовали возрождению многих традиционных форм воспитания. Н.п. находит отражение не только в устной традиции, но и в художественном творчестве, научно-просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой педагогической культуры. Одним из наиболее плодотворных направлений в истории педагогики становится изучение эволюции Н. п., зависимости ее от конкретных условий жизни народа, расшифровки забытых подтекстов, точного воспроизведения утерянного смысла педагогической культуры народа.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте