Новая философская энциклопедия

НАЗ̣З̣А̱М

HAЗ̣З̣ĀM Абӯ Исх̣āк̣ Ибрāхӣм Ибн Саййāр, ан- (ок. 760/765, Басра, Ирак – ок. 835/846, Багдад) – арабо-мусульманский философ, представитель мутазилитской школы калама [КАЛАМ]. По некоторым сведениям, ан-Наз̣з̣āм учился у знаменитого филолога ал-Халӣла, а также у мутазилита ал-‘Аллāфа. Сочинения его не сохранились. Средневековые источники сообщают о его энциклопедической образованности (в области литературы, теологии, античной философии и т.д.), исключительной памяти («наизусть знал Коран, Тору, Евангелие и Псалтирь»), увлечении естественнонаучными экспериментами («предпочитал опыты над собаками и петухами молитве и чтению Корана»), блестящем полемическом даре.

Ан-Наз̣з̣āм придерживался общих для теологии и философии мутазилизма установок. Характерными для его онтологии и натурфилософии являются положения: о сотворении всех вещей как о единовременном акте (джумлатан); об их «латентном предсуществовании» (кумӯн); об актуальной делимости тел до бесконечности (антиатомизм); О дискретном характере движения (положение о «скачке», который совершает движущееся тело от одного места к другому, минуя промежуточное); о телесности чувственных качеств-акциденций; о взаимопроникновении (мудāх̱ала) тел. Натурфилософская направленность взглядов ан-Наз̣з̣āма особенно проявляется в его учении о господстве в мире естественной причинности, о «природе» (т̣аб‘) вещей, которую Бог не может нарушать. Ан-Наз̣з̣āм отрицал доминирующее в исламе представление о стилистическом превосходстве Корана, его словесной неподражаемости, объясняя «чудесность» (и‘джāз) Корана не его эстетической формой, а тем, что Бог лишил людей способности создать что-либо подобное в период пророческого служения Мухаммада. Был известен также критическим отношением к хадисам-преданиям о жизни Пророка (особенно к рассказам о его чудотворениях), отрицанием «единогласия» (иджмā‘) ученых-богословов как непогрешимого и непререкаемого.

Литература:

1. Закуев А.К. Философия ан-Наззама. Баку, 1961;

2. Абу Рида М.А. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. Каир, 1946;

3. Eberhardt D. Veranderung in der Philosophie Mu‘ammars und an-Nazzams. Tüb., 1979.

Т.Ибрагим



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте