Новая философская энциклопедия

НИРВИКАЛЬПА-САВИКАЛЬПА

НИРВИКАЛЬПА-САВИКАЛЬПА пратьякша (санскр. nirvikalpa-savikalpa pratyakṣa – чувственное восприятие с ментальными конструкциями и без ментальных конструкций) – в индийской эпистемологии обозначение двух этапов чувственного восприятия (пратьякша [ПРАТЬЯКША]). На первом этапе (нирвикальпа) познаваемый объект выступает как нечто еще неопределенное, недифференцированное, неопределимое в словах и понятиях. На следующем этапе (савикальпа) он становится объектом суждения. Исследователи толкуют эти два этапа как соответственно «довербальный-вербальный», «до-предикативный-предикативный», «допропозициональный-пропозициональный».

Само деление восприятия на два этапа вводится буддийским философом Дигнагой [ДИГНАГА]с целью отделить истинное познание собственной природы вещей (сварупа-лакшана) от ложного мысленного конструирования (викальпа), предметом которого являются созданные в нашем сознании обобщенные ментальные образы (саманья-лакшана). С точки зрения Ф.И.Щербатского, савикальпа подобна кантовскому синтезу апперцепции, тогда как нирвикальпа выступает неким трансцендентальным источником, который практически не дает никакого познания.

Если Дигнага полагал, что нирвикальпа и савикальпа имеют разные сферы действия и разные объекты, то вайшешик Прашастапада, первым из брахманистских философов воспринявший это деление восприятия (хотя и без употребления соответствующих терминов), а также последующие вайшешики и найяики считали их этапами одного и того же процесса в отношении одного и того же объекта. Для них савикальпа столь же истинна, как и нирвикальпа, а то, в чем буддийский философ видит лишь ложные ментальные конструкции, обретает у них характер реально существующих универсалий. Для рационалистических и реалистических школ ньяи и вайшешики переход от нирвикальпы к савикальпе является необходимым этапом эмпирического познания, тогда как для направлений сотериологической ориентации (буддизм, йога) он расценивался как потеря непосредственного, а значит, и истинного характера познания и неизбежное увеличение ложного знания, препятствующего достижению высшей религиозной цели.

В.Г.Лысенко



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте