Музыкальная энциклопедия

Ноктюрн

(франц. nocturne, букв. — ночной; итал. notturno, нем. Nokturne или Nachtstьck) — обозначение, применявшееся к различным по исполнит. составу, форме и характеру муз. произведениям. В 18 и нач. 19 вв. итал. термином notturno называли род дивертисмента, близкое к кассации и инстр. серенаде многочастное произв., обычно для духовых или струнных и духовых инструментов, предназначенное для исполнения на открытом воздухе в ночное время (образцы у В. А. Моцарта и Й. Гайдна). Встречались и одночастные Н. для одного или неск. голосов, обычно без сопровождения, близкие к вок. серенаде (образцы у В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Россини и др.). Обозначение "Н." применялось и к оперным "ночным" сценам.

Дж. Филд своими Н. (17 или 20) утвердил этот жанр как небольшую одночастную напевную лирическую фп. пьесу мечтательного или элегич. характера, обычно в репризной трёхчастной форме. Эту разновидность Н. культивировал Ф. Шопен, углубивший и обогативший её (Ноктюрны ор. 9, 15, 27, 32, 37, 48, 55, 62, 72, 2 без опуса, всего 21 пьеса). Р. Шуман в понимании жанра исходил из одноимённых новелл Э. Т. А. Гофмана, акцентируя в своих Н. (Nachtstьcke op. 23, 1839) причудливо-фантастич. черты.

К. Дебюсси назвал "Ноктюрнами" триаду орк. пьес ("Облака", "Празднества", "Сирены", 1897-99), под впечатлением носящей то же название серии импрессионистич. картин англ. художника Дж. Э. Уистлера (1834-1903). Обозначение Н. применялось также М. Регером (в "Четырёх фортепьянных пьесах" без опуса, 1903), П. Хиндемитом (в фп. сюите "1922"). В рус. музыке образцы Н. имеются у М. И. Глинки (Н. для голоса и фп., для фп.), А. П. Бородина (Н. во 2-м струн. квартете), П. И. Чайковского (Н. для фп. ор. 10 No 1, ор. 19 No 4).

Литература: Кузнецов К. А., Исторические формы ноктюрна, "Искусство", 1925, No 2; Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте