Большая биографическая энциклопедия

Одоевский, князь Владимир Федорович

Одоевский, князь Владимир Федорович

— сенатор, гофмейстер Двора Его Величества, писатель, энциклопедист, музыкант, последний представитель княжеского рода Одоевских, угасшего с его смертью. Родился в Москве 30-го июля 1803 года, ум. 27 февраля 1869 г., там же. Он был единственным сыном кн. Федора Сергеевича Одоевского (род. в 1771 г., ум. 6 июня 1808 г.), в молодости служившего в военной службе, затем перешедшего на статскую; с 1797 г. по день смерти он занимал должность директора Московского Отделения Государственного Ассигнационного Банка. Матерью кн. В. Ф. Одоевского была простолюдинка, каковое обстоятельство, быть может, имело свою долю значения в позднейшей горячей деятельности князя на пользу народа. — Внешняя биография кн. В. Ф. Одоевского немногосложна. Рано потеряв родителей, он остался на попечении своих родственников и, между прочим, дяди — известного благотворителя кн. II. И. Одоевского. Образование получил в Московском Университетском Благородном пансионе, курс которого окончил в 1822 году с золотой медалью и 5 июля 1826 года поступил в Московское дворянское депутатское собрание; впрочем, кн. Одоевский скоро переселился в Петербург и уже в октябре того же 1826 года определился на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел и менее чем через год был назначен секретарем Общего собрания комитета; в этой должности ему, между прочим, пришлось принять серьезное участие в пересмотре старого цензурного устава ("чугунного") и выработке нового, вступившего в силу с 22 апреля 1828 года. В цензурном комитете, в качестве библиотекаря, кн. Одоевский продолжал службу и по переходе комитета в ведомство Министерства Народного Просвещения. Помимо этого, кн. Одоевский в июне 1828 г. определился в Департамент духовных дел иностранных исповеданий — столоначальником, каковую должность занимал до января 1838 года, пока не получил назначения состоять членом-сотрудником комитета редакции Журнала Минист. внутрен. дел. В качестве чиновника при названном министерстве, кн. Одоевский в 1830 годах исполнял множество особых поручений, не имевших ничего общего с его ученой и литературной деятельностью, которая к тому времени приняла уже такие размеры, что сделала имя князя небезызвестным в учено-литературной среде. Между прочим, ему приходилось присутствовать при производстве новоизобретенного способа очистки сомовьего клея, рассматривать усовершенствованные печи, механические кухонные очаги; затем князь был назначаем в состав такого рода комиссии, как комиссия для составления правил о производстве следствий, комиссия для усовершенствования пожарной части С.-Петербурга, наконец, комиссия о приведении в единообразие российских мер и весов и т. п. Подобные поручения и занятия нередко тяготили князя, но не умаляли его необычайной энергии и послужили для него, как он сам впоследствии признавался, — немалой и полезной школой. — Кроме службы в Министерстве внутренних дел, кн. Одоевский с 11 февраля 1838 года нес обязанности члена Ученого комитета Министерства государственных имуществ, в каковом ведомстве князь начал службу еще с мая 1833 г., в качестве члена Общего присутствия департамента. Затем, 3 мая 1840 года кн. Одоевский поступил старшим чиновником во 2-е Отделение Собственной Его Величества Канцелярии, в которой прослужил около шести лет (до 20 июня 1846 г.); 16 апреля 1841 г. князь был пожалован в статские, а 25 января 1845 г. в действительные статские советники. В 1846 году кн. Одоевский назначается помощником директора Императорской публичной библиотеки и заведующим Румянцевским музеем, (который тогда находился еще в Петербурге). В бытность свою помощником директора библиотеки он не раз исполнял обязанности директора, а в 1859 г., между прочим, ездил депутатом от библиотеки в Веймар на юбилей Шиллера. (В первый раз кн. Одоевский ездил за границу, для поправления здоровья, в 1856 г. и посетил Францию, Германию и Швейцарию). В 1861 г., когда Музей решено было (не без влияния самого князя) перевести в Москву, кн. Одоевский был уволен от должности заведующего музеем, а в ноябре того же года ему Высочайше повелено было присутствовать в одном из Московских департаментов Правительствующего Сената. Сначала он был назначен к присутствованию в 1 отделении 6 департамента, а с 26 декабря 1861 года в 8 департаменте, в котором с 23 дек. 1864 г. он был первоприсутствующим. Состоя в звании сенатора, кн. Одоевский и скончался в Москве, 27 февраля 1869 г., от воспаления мозга. На докладе о его смерти Император Александр II написал: "Искренно о нем сожалею". — Согласно завещанию, кн. Одоевский был похоронен без всякой торжественности на кладбище Московского Донского монастыря, близ так называемой больничной церкви во имя Архангела Михаила. — Кн. В. Ф. Одоевский был женат (с 1826 г.) на Ольге Степановне, урожденной Ланской (род. 11 января 1797 г., ум. 18 мая 1872 г.); детей не имел. В своей автобиографической заметке, составленной по просьбе Полторацкого, кн. В. Ф. Одоевский, между прочим, сказал о себе: "К числу убеждений кн. В. Одоевского принадлежит и следующее: человек не должен ни создавать для себя сам произвольно какой-либо деятельности, ни отказываться от той, к которой призывает его сопряжение обстоятельств его жизни". Кн. Владимир Федорович прослужил в качестве чиновника с лишком 40 лет и ни разу во всей своей служебной деятельности не изменял этому своему убеждению. Значенье государственной службы он ставил высоко, и в одном из своих "Петербургских писем" доказывал, что служить необходимо каждому, кто желает принести пользу отечеству. Его основными качествами, как чиновника, были — необычайное трудолюбие, энергия, не покидавшая его до 60-летнего возраста, до последнего часа, безусловная честность и, поистине, редкая добросовестность. Князю Одоевскому, как человеку, привыкшему к теоретическим выкладкам, приходилось нередко ошибаться, в особенности там, где теория не мирилась с практикой, — но он всегда был готов сознаться в своей ошибке. Впрочем, от грубых ошибок князя спасала его добросовестность, богатые разносторонние способности и основательная энциклопедичность его образования. Последними качествами не трудно отчасти объяснить и верность кн. Одоевского одному из только что высказанных убеждений: — не отказываться от той (деятельности), к которой призывает человека сопряжение обстоятельств его жизни". Являясь всюду во всеоружии своих отменных даровании и глубокой эрудиции и прилагая везде свое образцовое трудолюбие, кн. Одоевский всегда чувствовал себя на месте: решал ли он вопросы цензурные, осматривал ли усовершенствованные кухонные очаги, рылся ли в книжных шкафах в качестве библиотекаря, работал ли для благоустройства Петербурга, как гласный Думы, вершил ли дела юридического характера в звании сенатора, делал ли химические исследования в своей домашней лаборатории, писал ли философские трактаты и беллетристические статьи в качестве философа, писателя-публициста, принимал ли участие в разрешении нужд и вопросов педагогических, занимался ли разработкой вопросов искусства, в особенности музыки, как музыкант-теоретик и археолог, наконец, изыскивал ли средства для облегчения участи бедных и страждущих и т. д. и т. д. Короче, говоря словами самого князя, он "исполнял свое дело жизни по мере сил своих", всю жизнь свою "старался кое-что делать и учился искусству кое-что делать", не считая унизительной никакую работу, в полезность которой верил. Он верил в несовершенство существующего в мире, но верил и в то, что "из суммы отдельных усилии каждого человека в сфере образуемой общей деятельностью всего человечества, произошло бы нечто более стройное, нежели то, что существует доныне в мире". Эта-то вера в возможность победы над злом, при условии "усилий", энергии, эта-то энергия и вера в жизнь окрыляла все действия и цели Одоевского и в трудные минуты поддерживала в нем интерес к жизни и деятельности, как необходимому элементу счастья. Жить — это значит действовать — говорил и писал кн. Одоевский. Все же зло в мире происходит, по его мнению, от лжи, на борьбу с которой князю также пришлось израсходовать немало сил. "Ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни — писал он однажды — были всегда и моими врагами и моими мучителями: всюду я преследовал их и всюду они меня преследовали". Одна из глав его неоконченного сочинения: "Житейский быт" носит название: "О лжи и лени, их неестественности, а потому вреде для общества". — На надгробном камне, закрывающем могилу кн. Одоевского, выбито: "блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят". Говоря по человеческому разумению, кн. Одоевский был чист сердцем, чисты были помыслы его, были чисты все движения его сердца, направленные по преимуществу ко благу своего ближнего. Каким был кн. Одоевский в качестве чиновника, таким был он и во всей своей широкой общественной и частной жизни. Всегда правдивый и искренний, враг предрассудков и честолюбия, вечно чем-нибудь занятый, Одоевский, не покладая рук, делал свое дело, — дело служения ближнему, отечеству, и всего менее для себя лично. В его руки приходили и через его руки проходили десятки, сотни тысяч рублей и он умер, можно сказать, бедняком; потомок Рюриковичей, славный представитель славного рода Одоевских, князь не только не кичился своим аристократическим происхождением, но всегда старался показать, как мало оно значит и как много недостатков в нашем дворянстве; он сливался с разночинцами (его деятельность в роли гласного С.-Петербургской Думы), работал для народа, и, между прочим, писал Государю: "Я убежден, что единственное привилегированное сословие у нас есть царское семейство, и никто более, да и члены сего семейства суть подданные"; наконец, влиятельный сановник, имевший отменные связи, покровительствуемый и ласкаемый высочайшими особами, украшенный гофмейстерским званием, кн. Одоевский чуждался чинов и почестей и искренно просил не награждать его чином тайного советника, к которому его хотели представить за доброе, беспорочное служение и "совершенное самоотвержение" (из докладной записки барона Корфа). — Не все стороны общественной деятельности кн. Одоевского замыкаются рамками формуляра. Кроме службы отечеству, выше отмеченной, кн. Одоевский оказал громадные услуги своей родине и на поприще общественного призрения. На этом поприще он явился не столько дельным продолжателем немногого начатого, сколько блестящим инициатором и организатором нового и на широких началах поставленного дела общественной филантропии. Его сострадательное око и доброе сердце, еще с молодых лет, останавливала на себе судьба беспомощных членов нашего общества: младенцы, дети, старцы, больные, бедные и обездоленные — вот тот ужасный легион, к которому спешил на помощь кн. Одоевский, вооружившись "человечностью" в самом лучшем значении этого слова. "Отличительным свойством князя Одоевского — говорит о нем А. И. Кошелев — было, что он прежде всего и более всего был человек, брат всякого человека. Узнавать все до человечества относящееся и могущее быть для него пригодным, действовать на пользу своих собратий и помогать ближнему и советом, и делом, и своими небольшими достатками — было делом всей его жизни". Совсем не фраза — замечание одного воспоминания, что "ни одно благотворительное предприятие не обходилось без участия князя". Он был искреннейший филантроп, о каких-либо своекорыстных расчетах которого или фарисействе, было бы нелепо и подумать. Творить добро было потребностью кн. Одоевского; он был убежден, что помощь ближнему — первая и святая обязанность каждого, и он оказывал ее поистине "самоотверженно", — всем, кто только в ней мог нуждаться. Озабоченный судьбой "малых сих", он вырабатывает устав Елизаветинской клиники для новорожденных, которой был учредителем, и еще в 1838 году назначается правителем дел комитета главного попечительства детских приютов, для первоначальной редакции проекта положения этих заведений. Ему же, собственно, принадлежит и идея и организация у нас многочисленных детских приютов, возможности которых в то время, по словам самого князя, никто не хотел верить. Немало потрудился кн. Одоевский для подрастающего поколения и как педагог: его увлечение теоретической стороной педагогии сказалось в длинном ряде набросков и статей по важнейшим вопросам воспитания; между прочим, он начал обширный педагогический труд: "Наука до науки", из которого в печати имеется лишь одна глава: "Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей" ("Отеч. Записки" 1835, т. 143). В деле воспитания кн. Одоевский признавал, что одной теории недостаточно, что путь воспитания можно изучить лишь "шествуя по нем"; князь был врагом резких перемен в жизни школы, ибо, при своей дальновидности, понимал, что предшествующие поколения образуют с последующим "живое органическое целое". Как и следовало ожидать, кн. Одоевский стоял и за самое тесное единение науки с действительной жизнью и за самое широкое и, по возможности, энциклопедичное образование. В практическом отношении князь немало сделал доброго в педагогических начинаниях в. кн. Елены Павловны и для заведении, находившихся под ее покровительством, в особенности для Мариинского Института; наконец, его сказки и повести для детей, изданные им под псевдонимом дедушки Иринея, и до сих пор читаются подрастающим поколением с удовольствием. — "С полным сердечным участием и истинной душевной теплотой" (из рескрипта великой княгини Елены Павловны кн. В. Ф. Одоевскому от 6 апреля 1862 г.) принимал участие кн. Одоевский и в управлении Максимилиановской лечебницей, Елизаветинской детской больницей и Крестовоздвиженской общиной сестер милосердия. Все они были много обязаны князю не только своим образованием и учреждением, но и самым существованием. — Но самой широкой волной филантропическая деятельность кн. В. Ф. Одоевского прошла в истории "Общества посещения бедных в С.-Петербурге". Правда, не ему лично принадлежит первая идея этого общества, но он был и его организатором, и его душой; ему, говоря словами самого князя, он отдал "все, что мог принести: труд и любовь" и даже отчасти свои средства, несмотря на их ограниченность. Результатами деятельности Общества в прошлом была умелая и удивительно здраво организованная помощь десяткам тысяч нуждающихся, учреждение дешевых и бесплатных квартир, домов рукоделия, училищ, лечебниц, "детских ночлегов" и пр.; памятником этой деятельности в настоящем служат отчеты общества. Это, по словам историка общества — В. Ф. Боцяновского — "элегии в прозе, написанные добрым гуманным человеком, как говорят, кн. В. Ф. Одоевским. Изложенные изящным, но простым языком, отчеты эти, за исключением, конечно, фактической, цифровой своей стороны, заключают в себе искренние впечатления, вынесенные Обществом из борьбы с нищетой и наблюдении над этой нищетой". Не входя в обозрение истории Общества, уже прекрасно рассказанной современниками — Н. В. Путятой и В. А. Инсарским, а не так давно В. Ф. Боцяновским, достаточно заметить, что девятилетнее (с 1846 по 1855 г.) существование его неразрывно связано с именем кн. Одоевского. Он в течение девяти лет единогласно был избираем в председатели его, и эти девять лет, по словам самого князя, "поглотили всю его литературную деятельность, всю без остатка"; по воспоминаниям Инсарского, "для кн. Одоевского Общество составляло семью, которой он предался всей душой, всеми материальными и моральными силами. Одна чистая любовь к добру и людям руководила его отношениями к Обществу"; по словам Путяты, князь "посвятил Обществу все свое время и средства... Им держалась внутренняя связь Общества, он соглашал мнения и смягчал столкновения". Ему и именно ему Общество обязано было своим существованием и в то трудное время, когда на него открыто было гонение и Общество было осуждено на закрытие, и когда, наконец, Высочайше повелено было присоединить его к Человеколюбивому Обществу. "Кн. Одоевский — говорит Н. В. Путята — был назначен одним из членов Комитета для определения отношении Общества посещения бедных к Совету Человеколюбивого Общества и должен был сперва разрешить эту сложную задачу, а потом испытывать и всю трудность применения на практике. До какой степени Общество было связано в малейших действиях своих и встречало неожиданные препятствия на каждом шагу, как трудно было отстаивать права Общества и ограждать его от наплыва формальностей и бюрократизма, всего этого надобно искать в кипах бумаг, исписанных тогда кн. Одоевским. Борьба эта стоила ему многих горьких часов и бессонных ночей, но он выдерживал ее неутомимо до конца". Лишь благодаря усилиям и энергии кн. Одоевского, Обществу удалось так блестяще и ликвидировать свои дела. Но и с закрытием Общества не прекратилась благотворительная деятельность кн. Одоевского: до последних дней своих он с любовью и готовностью протягивал руку всякому нуждавшемуся. При этом, важно отметить стремление князя сказать помощь не только своевременно, но и, так сказать, осторожно, дабы не нанести излишних страданий самолюбию забитого нуждой, но порой скромного просителя. Не имея зачастую в своем распоряжении собственных свободных сумм или вакансий, князь, по свойственным ему доброте и простодушию начинал осаждать просьбами о ссуде денег или о покровительстве его клиенту богатых или влиятельных лиц из обширного круга своих знакомых и приятелей. — Да и не только люди, заботы о житейском благополучии их вызывали участие в сострадательном князе: он не раз брался за перо для призыва к гуманному обращению с бессловесными животными. — Впрочем, филантропическое служение князя Одоевского на пользу общества было лишь одной стороной богатой своим идейным содержанием и своими результатами деятельности князя-человеколюбца. Его Богом был Бог любви, заповедавший любить ближнего, как самого себя, и мир, как творение Его. Человек, все его окружающее, все человеческие права, все завоевания его в области наук и искусств, все движения его вперед в сфере мысли и дела — все привлекало к себе внимание этого пытливого, беспокойного, в добром смысле, человека. "Ты знаешь — говорит Одоевский устами одного из своих героев (повесть "Сильфида") — любознательность, или просто сказать, любопытство есть основная моя стихия, которая мешается во все мои дела, их перемешивает и мне жить мешает; мне от нее в век не отделаться: все что-то манит, все что-то ждет вдали, душа рвется, страждет"... Мог ли такой человек, как Одоевский, остановиться на каком-либо одном строго определенном поприще общественного служения и мог ли остановиться и специализироваться в одной какой-либо области в сфере человеческого творчества? Конечно, нет. Человек трех поколений, он, однако, никогда не придерживался какой-либо партии, не остался только представителем своего поколения, но — по выражению А. Н. Пыпина — "сохранил живое сочувствие к лучшим движениям дальнейших эпох нашего литературного и общественного развития"; в частности, как чиновник, он "служил" в многоразличных ведомствах, и вообще, как гражданин своего отечества, был на страже его разнообразнейших общественных, политических, научных и эстетических интересов. Князь В. Ф. Одоевский был энциклопедист, правда, с оттенком дилетантизма; но кн. Одоевский был одним из тех дилетантов, которые, не внеся ничего нового или выдающегося в область наук и искусств, все же умели оказывать им услуги в смысле популяризации, распространения и практического применения их к житейскому обиходу. В этом, главным образом, заключается и значение энциклопедизма кн. В. Ф. Одоевского.

Кн. Одоевский — энциклопедист. "На меня нападают за мой энциклопедизм, смеются даже над ним — записал однажды кн. Одоевский. — Но не приходилось еще ни разу сожалеть о каком-либо приобретенном познании. Мне советуют удариться в какую-либо специальности", но это противно моей природе; каждый раз, когда я принимался за какую-нибудь специальность, предо мной восставали целые горы разных вопросов, которым ответ я мог найти лишь в другой специальности. Это движение по разным путям, невозможное для тела, весьма возможно для духа. Нет! никогда не жалел я о том... Сколько раз понятные мне явления природы служили мне нитью для разрешения метафизических, административных и житейских задач". Дальнейшее рассмотрение деятельности кн. Одоевского покажет, что приобретения его, сделанные им в сфере наук и искусств, действительно помогали князю не раз в разрешении многих житейских задач. Кн. Одоевский был против специализации, он высказывал это и в теоретических рассуждениях и в беллетристических своих произведениях. "Кто изучал только одну науку, тот — по убеждению Одоевского — ее не знает. Разделение наук есть дело искусственное, даже случайное... Деление человеческих знаний на так называемые науки произвольно и даже ложно... Никакое отдельное знание, — говорит он, — ни химия, ни физика, ни психология (в отдельности) не дают понятия о предмете, ибо каждый предмет для разумения его требует всех наук, и сверх того, их разумного сопряжения... В каждом предмете природы являются все науки вместе". Между прочим, кн. Одоевский однажды писал: "Фурье очень удачно разделил людей на solitones и omnitones; это — роды людей, из которых каждый имеет свою особенность, не переходящую в другой род: солитонисты необходимы в мире, но они лишь приготовляют корм для омнитонистов, как рабочая пчела для матки, которая одна оплодотворяет. Les hommes d'action doivent être omnitones!" Кн. Одоевский был l'homme d'action и, понятно, он должен был быть "омниитонистом". Особое внимание кн. Одоевский уделял философии и литературе, но он увлекался и всеми гуманитарными науками и отраслями человеческого познания; ему не чужды были и юриспруденция, и др. "общественные науки"; вопросы педагогические, религиозные, отчасти филологические, этнографические, исторические, интересы искусств, в особенности музыки, наконец, математика, физика, химия, естественные науки, медицина, физиология, гигиена... все, даже алхимия, было для кн. Одоевского источником познания и наслаждения. "Конечно, — писал он, — такое разнообразие направлений осложняет жизнь, но доставляет и много не всем доступных наслаждений". Собственно, сами, кн. Одоевский никогда не считал себя энциклопедистом. Однажды он заметил: "Меня вообще обвиняют в каком-то энциклопедизме, хотя я никогда еще не мог хорошенько вразумить, что это за зверь"; затем, рассказав, как слагался фундамент его образования, он высказал убеждение, что все его разнообразные знания отнюдь не были безотчетным энциклопедизмом, но стройно примыкали ко всем предыдущим работам. В справедливости признания Одоевского убедиться не трудно: стоит только присмотреться, в чем и как выразилась его энциклопедичность. Тот обширный круг познаний князя, которым он удивлял современников, не был случайным сцеплением различных дисциплин, в разное время подхваченных на лету, он не был и результатом мимолетных увлечений, не оставлявших следа на всех прочих занятиях и интересах князя, нет, — каждая новая отрасль знания, за которую брался князь, пускала прочные корни в его жизнедеятельность, быстро сплеталась с другими его интересами и всегда приносила плоды... Можно утвердительно сказать, что семена многостороннего образования кн. Одоевского были заложены в эту эластичную и даровитую натуру пансионским курсом, отличавшимся, как известно, многопредметностью и что энциклопедизм князя вырос на почве его юношеских увлечений философией. Ученик М. Г. Павлова и И. И. Давыдова, он легко поддался предмету их увлечения, — философии Шеллинга и Окена. Пусть — как свидетельствуют современники — мало чему положительному можно было научиться на их лекциях, но Благородный Пансион, имевший в составе своем таких профессоров и такого начальника как А. А. Прокопович-Антонский, выпускал своих питомцев с верой в науку и любовью к науке. Выходя из пансиона, Одоевский обратился к публике с следующими словами в честь науки: "Науки полезны, необходимы, спасительны для каждого гражданского общества... они столь же беспредельны, как самая природа; они — ее искусственное начертание и объяснение тайных средств ее; их пределы — пределы вселенной; их последняя цель — при подножии престола Всевышнего". А наука всем наукам — философия. "Она — наука всеобщая, имеющая влияние на все другие, — говорил в своей "Речи" Одоевский. — Науки заимствуют от нее свои силы, как планеты от источника света — солнца... Философия — мерило, которое мы можем применять ко всем нашим познаниям; оно только может определить верность или неверность наших мнений... Философия, столь необходимая в жизни политической, равно полезна и в жизни частной, семейной". Эта речь была составлена не под чужую диктовку: ее положения были убеждениями молодого философа. В усиленных занятиях философией прошли и юные годы Одоевского; член кружка Раича, друг Веневитинова, издатель "Мнемозины", глава "общества любомудрия", он остался, по выражению Грибоедова, "милым мудрецом" и на много лет по окончании курса в Пансионе, на много лет, посвященных ревностному самообразованию, отправной точкой которого была философия Шеллинга. "Моя юность — вспоминал Одоевский — протекла в ту эпоху, когда метафизика была такой же общей атмосферой, как ныне политические науки. Мы верили в возможность такой абсолютной теории, посредством которой возможно было бы построить (мы говорили — конструировать) все явления природы... Как бы то ни было, но тогда вся природа, вся жизнь человека казалась нам довольно ясной, и мы немножко свысока посматривали на физиков, на химиков, на утилитаристов, которые рылись в грубой материи Из естественных наук лишь одна нам казалась достойной внимания любомудра — анатомия, как наука человека, и в особенности анатомия мозга. Мы принялись за анатомию практически, под руководством знаменитого Лодера, у которого многие из нас были любимыми учениками. Не один кадавер мы искрошили, но анатомия естественно натолкнула нас на физиологию, науку, тогда только что начинавшуюся и которой первый плодотворный зародыш появился, должно признаться, у Шеллинга, впоследствии у Окена и Каруса. Но в физиологии естественно встретились нам на каждом шагу вопросы, необъяснимые без физики и химии; да и многие места в Шеллинге (особенно в его "Weltseele") были темны без естественных знаний. Вот каким образом гордые метафизики, даже для того, чтобы остаться верными своему званию, мы были приведены к необходимости завестись колбами, реципиентами и тому подобными снадобьями, нужными для грубой материи. — В собственном смысле именно Шеллинг, может быть неожиданно для него самого, был истинным творцом положительного направления в нашем веке, по крайней мере, в Германии и в России. В этих вещах лишь по милости Шеллинга и Гете сделались поснисходительней к французской и английской науке, о которой прежде, как о грубом эмпиризме, мы и слышать не хотели". Итак, отправляясь от Шеллинга, Одоевский и ему подобные "любомудры" попали в сеть обширного круга наук, от которых прежде они даже сторонились. Идя далее в том же направлении, они должны были неминуемо придти в соприкосновение и с целым рядом других наук, окунуться в литературу, стать эстетами, т. е., в конце концов, сделаться энциклопедистами, что и случилось. Наибольшее впечатление из философов оказал на кн. Одоевского, как сказано, Шеллинг. Для кн. Одоевского и для лучшей части нашей молодой интеллигенции 1820—30-х годов философия Шеллинга была неисчерпаемым родником новых воззрений на мир во всем его целом. Молодежь увлекали и натурфилософские идеи Шеллинга, его объяснения законов природы, рассуждения о тождестве природы и духа, и теории эстетические, и вся его постановка культурных вопросов всемирно-исторического значения, постановка, от которой веяло новизной, которая приводила к синтезу наук. Правда, шеллингистов у нас было не так-то много, да и те (не исключая и кн. Одоевского) со временем отрешились от тех или других его положений, но факт увлечения философией Шеллинга имеет весьма важное значение не только в смысле знакомства нашего общества с доктринами философа. Шеллингизм был силой, которую не могли сразить никакие усилия Магницкого, объявившего Шеллинга врагом Божьим; шеллингизму суждено было сыграть немалую роль в пробуждении у нас философской мысли, в попытках установить определенные и прочно обоснованные взгляды на все, относящееся к области эстетики; шеллингизм еще более убедил в необходимости критического отношения к прежним авторитетам, в несостоятельности классицизма; наконец, он был естественным союзником и зарождавшегося у нас романтизма; не столь ничтожное значение, как принято думать, имел шеллингизм и в истории распрей славянофилов и западников. Все это следует иметь в виду, говоря о кн. Одоевском, ибо на всем его мировоззрении лежал отпечаток шеллингизма, результаты увлечения Шеллингом сказались во всей его деятельности и всего ярче, как увидим, в литературной. Кроме Шеллинга, кн. Одоевский хорошо был знаком вообще с философами и древнего, и нового времени и в особенности с Океном, Гегелем, Спинозой, Платоном и др. Должно заметить, что как философ, кн. Одоевский не остался навсегда приверженцем тех философских идей, которыми увлекался в юности. Достаточно сказать, что, начав с Шеллинга и выступив врагом опытной философии и сторонником учения о невидимой "субстанции" и "абсолютов", он с течением времени перешел на сторону почти полного признания опыта. "Не будем — говорил он, между прочим, впоследствии — залетать в область фантазий, не имея под руками надежных наблюдений, но не будем и малодушно ссылаться на ограниченность человеческого разума, чтобы иметь право сложить руки". — Но он не сделался философом. Дальше бесед с друзьями в своем салоне, переписки с собратьями по науке, небольших рассуждений и афоризмов, сохранившихся в его бумагах, кн. Одоевский в области философии, как науки, не пошел. Но свои теоретические философские интересы и познания он умело соединял с практической деятельностью: он проводил их в своей литературной деятельности и общественной, всюду являясь носителем высокой гуманности, проникнутой редким воодушевлением, чистотой и задушевностью. Здесь кстати отметить, что его философские интересы нередко сливались вообще с эстетическими и в особенности с религиозными. Между прочим, в бумагах Одоевского сохранился набросок статьи, трактующей о взаимной связи между собой музыки, поэзии, живописи, философии и религии. Религиозное чувство было сильно развито в Одоевском и получило более или менее прочное теоретическое обоснование за время пребывания князя в Благородном пансионе; в зрелые годы он держался убеждения, что "религиозная потребность души растет вместе с ее развитием", ergo — "религия разумна". Увлекаясь чтением Св. Писания и сочинениями св. отцов, он не раз подумывал взяться за перо и для сочинения теологического содержания. "Хорошо бы написать историю божества, т. е. все те вещи, в которых человек представлял себе Провидение и его сношения с ним", ― занес однажды кн. Одоевский в свою записную книжку. Религиозные взгляды Одоевского были по преимуществу в духе православной церкви. — Занимаясь философией и смежными с ней дисциплинами, кн. Одоевский не был профаном или бездеятельным дилетантом и в других гуманитарных науках; так, интересуясь филологией и этнографией, он собирал и записывал (между прочим, для Академии Наук) слова, особенности русской и иноплеменной речи, песни, сказания, живо интересовался словарем славянских наречий; составлял грамматику русского языка, делал заметки о финском языке и т. п.

Вопросы юриспруденции всегда довольно сильно волновали князя и он откликался на них целым рядом статей, впрочем, почти не видавших света. Большинство набросков юридического характера, сохранившихся в бумагах кн. Одоевского, сделано князем за время деятельности его в качестве сенатора. По свидетельству К. П. Победоносцева, кн. Одоевский принялся за эту деятельность с юношеским жаром. "Каждое утро — говорит он — князь ранее всех являлся в Сенат и вслед за ним являлся огромный портфель его, вроде ларца или чемодана, с делами и с записными книгами, которые он вел с беспримерной аккуратностью и терпением, отмечая в них ход каждого производства и все его особенности". Сознавая всю важность возложенного на него звания сенатора, он не только ревностно следил за текущими делами в Сенате, но считал своей обязанностью в свободное время пополнять и пробелы своих юридических познаний. Изучая дела и ход их, он ревностно принялся и за изучение свода законов, попутно заносил и свои соображения по поводу тех или других законов и целых отделов: в бумагах князя сохранилось множество подобных заметок и проектов. Кроме того, как увидим, кн. Одоевский с живейшим интересом относился ко всякой новой реформе в области юридических отношений, и его особенные симпатии привлекали реформы, клонившиеся к сближению сословий и уравнению их прав перед законом.

Из прочих гуманитарных наук не пользовалась особыми симпатиями кн. Одоевского лишь история. По его мнению, история только тогда станет наукой, когда будет руководствоваться методом положительных наук, и он устами одного из своих героев "Русских ночей" (Фауста) предлагал, в целях "восстановления истории", образовать "аналитическую этнографию". Но несомненно, что он интересовался и историей и признавал, что "история — суд народный". Между прочим, он начал перевод Тацита, много читал книг по истории, например, Франции эпохи Наполеона, а незадолго до смерти задумал, в видах публицистических, написать (и даже начал) историческое исследование о царствовании Александра II-го, под заглавием: "О России во второй половине XIX века". — Также не была чужда князю Одоевскому, хотя и не была предметом его увлечения, и политическая экономия: он отлично знал Адама Смита (см. "Город без имени") и в его бумагах найдется немало заметок по финансовым и вообще политико-экономическим вопросам. Как на практические результаты занятий князя в этой сфере можно указать на его проекты высшего финансового учреждения, участие в выработке Общего положения о компаниях на акциях, учреждение Общества застрахования жизни, над идеей о котором у нас раньше все смеялись, и т. п.

Но кн. Одоевский, как сказано, увлекался не только науками гуманитарными. В его кабинете-музее, рядом с полками книг по всевозможным отраслям знаний, рядом с грудой различных музыкальных инструментов, посетители видели черепа и скелеты, физические приборы, реторты и разнообразные стоянки для химических анализов. Науки математические, естественные и в особенности физика и химия всегда привлекали внимание князя. Внешним образом его интересы в этих областях выразились в массе заметок и набросков, сохранившихся в рукописи, напр.: о свойствах кубических чисел, о животном магнетизме, заметки о ботанике; источники тепла, детский минералогический кабинет, письма и записки о химии, несколько набросков руководств по физике, химии и т. п. Занятия кн. Одоевского в этом направлении, пожалуй, ничего не давшие для науки, как увидим, имели своим важным следствием увенчавшиеся успехом попытки князя провести элементарные и необходимые знания из области естественных наук и массы народные, путем издававшихся им книжек для народа. Другим не менее важным следствием было отмеченное выше постоянное стремление кн. Одоевского приложить свои научные знания к разнообразнейшим нуждам житейского обихода. Для примера укажем на результаты его занятий хотя бы химией: кн. Одоевский указывал на необходимость сведений из химии для свечного производства, применял химию в новом предложенном им способе литографии, он прилагал ее и в кулинарном искусстве, коего был отменным знатоком, а однажды рекомендовал методы химии и для исторических исследований. Столь же широко стремился кн. Одоевский применять и свои познания из сферы искусств. Не касаясь пока работ кн. Одоевского в последней области, ограничиваемся этим перечнем научных интересов и занятий князя, перечнем кратким и беглым, но который и при неполноте своей достаточно говорить о широте и глубине интересов и познаний князя, особенно если вспомнить, что кн. Одоевский не любил и не признавал знаний отрывочных, так называемых "общих", но имел, как он говорил, привычку "mettre la main à la pâte". Могли ли, однако, удовлетворить кн. Одоевского его познания, несмотря на их глубину и разнообразие? Нет, этот пытливый ум, в своем критическом отношении к изучаемой науке, приходил, с одной стороны, к пр



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте