Мифологическая энциклопедия

ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ

В славянской мифологии змеевидный демон, наделенный антропоморфными чертами. Цикл мифов об О. 3. отразился в сербских эпических песнях, древнерусской повести о Петре и Февронии Муромских, русских былинах и заговорах, а также в преданиях, сохранившихся в древне-славянских традициях. О. 3. вступает в брак с женщиной (или насилует ее), после чего родится существо змеиной породы (см. также ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК); сын О. 3. вступает в единоборство с отцом и побеждает его. О. 3. — воплощение стихии огня: эта его функция, как и связь с кладами и богатствами, которые он приносит в дом, куда летает (Налетник или Летучий у восточных славян, Pjenežny Zmij у лужицких сербов), сближает его с жар-птицей восточнославянских сказок. В заговорах О. 3. призывается как волшебное существо, способное внушить страсть женщине. См. также ЗМЕЙ. Лит.: Мерили Б., Митолошки елементи у српскохрватским народним песмама, «Анали филолошког факултета», 1964. кн. 4; Путилов Б. Н., Русский и южнославянский героический эпос, М., 1971; Скрипиль М. О., «Повесть о Петре и Февронии» и эпические песни южных славян об огненном змее, «Научный бюллетень Ленинградского государственного университета», 1946, № 11-12.

В. И., В. Т.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте