Большая советская энциклопедия

Окегем

О́кегем

(Ockeghem, Ockenheim, Okeghem и др.)

Йоханнес (Жан) де (около 1425, Дендермонде, Восточная Фландрия, — 1495, Тур), нидерландский композитор. Крупнейший представитель нидерландской школы (См. Нидерландская школа). Обучался в метризе собора Нотр-Дам в Антверпене, где служил певчим (1433—44). В 1446—48 певчий капеллы принца Карла I Бурбона в Мулене. С 1452 первый капеллан французского королевского двора, при котором служил 43 года. С 1456 королевский советник и казначей аббатства Сен-Мартен в Type. Посетил Испанию (1470), Фландрию (1484). Пользовался признанием и почётом (в числе авторов эпитафий на смерть О. — Эразм Роттердамский). Создал высокие образцы хоровой полифонии (См. Полифония) — мессы (См. Месса), Мотеты и др. сочинения, в том числе изысканные светские песни-миниатюры для 3 голосов. Искуснейший контрапунктист (современники называли О. главным мастером контрапункта), он значительно обогатил технику сквозной имитации (См. Имитация), утвердил 4-голосное полнозвучие в хоровом стиле а капелла, достиг совершенства в технике свободного развития мелодических линий. Математик (астролог) и философ-неоплатоник, О. строил свои композиции на математических рассчётах, внося в них скрытую философскую и религиозную символику. Славились его «загадочные» Каноны (в них исполнителям задаются задачи вычисления интервалов и моменты вступления невыписанных голосов) и сложные, виртуозно построенные хоровые сочинения — 36-голосный канон (сочетание четырёх 9-голосных канонов), «Месса разных тонов» (допускающая исполнение от любого тона) и др. Музыка О. пользовалась исключительным успехом в Германии после Реформации.

Лит.: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М. — Л., 1941, с. 395—401; Křenek Е., Johannes Ockeghem, N. Y., 1953; Henze М., Studien zu den Messenkorn positionen J. Ockeghems, B., 1968.

Л. Г. Бергер.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте