Новая философская энциклопедия

ОККУЛЬТИЗМ

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – «тайные науки», в том числе и «герметические» (алхимия [АЛХИМИЯ], астрология [АСТРОЛОГИЯ], каббала [КАББАЛА]), признающие существование скрытых сил в космосе и в человеке, но человеке посвященном и инициированном. Цель ритуала посвящения – дать посвящаемому новое видение мира и помочь достигнуть «высшей степени» сознания, при которой скрытые силы природы и человека делаются подконтрольными адепту. При этом мир представляется одухотворенным, а силы мира находятся в непрерывном динамическом взаимодействии (см. МАГИЯ, Гностицизм). «Тайные науки» сопровождают «науки» «светлого» мира, пребывая с ними в определенных взаимодействиях. К знаниям о вещах мира следует прибавить также религию и искусства. «Оккультный» аккомпанемент человеческих умений задает особые ритмы в истории культуры, окрашивает в особые тона научную картину мира на разных этапах ее исторического развития, участвуя при этом лишь в периферийных ее сюжетах.

Оккультизм – не столько явление культуры, сколько «пара-культуры», изнанки магистральной культуры. В «паракультуре» сочетаются достоверность и мифологическая утопия. В оккультизме эпохи эллинизма (1–4 вв.) была построена синкретическая концепция астролого-алхимического герметизма, проводившего мысль о «соответствиях» и всеобщих таинственных связях всех частей Вселенной («Изумрудная скрижаль»), смыслов слов и их графических изображений (в каббале). Сюда же следует отнести объяснительный пафос оккультизма в его учении об аналогии (человек и мир во взаимопроникновениях: волевые акты, являясь особыми природными силами, прямо воздействуют на мир). «Официальная» христианская культура средневековья лишена универсалистских притязаний оккультизма, который распространяется лишь в еретических учениях; он представлен также в алхимии и астрологии.

Философия эпохи Возрождения, стремившаяся преодолеть схоластику и ставшая на путь теоретико-экспериментального природознания, близка к оккультизму. Так, Агриппа Неттесгеймский в работе «Оккультная философия» (1533) развил учение о «симпатиях» и «антипатиях» как элементах, связующих Вселенную по тайным, но «естественным» законам. При этом человек – «узел Вселенной» и ее микрокосм, а магия – лишь средство, с помощью которого осваиваются скрытые силы природы. Средством же этим владеет ученый маг и с помощью него управляет стихиями. Все это стало предпосылкой «естественного» знания у итальянских натурфилософов 16 в. Дж.Бруно, Дж.Кардано, Б.Телезио) в канун революции теоретического мышления 17 в. Оккультизм постепенно отдавал ряд областей в ведение науки: магнетизм – физике, гравитацию (как основу астрологии) – астрологии, гипнотизм – психиатрии и психологии 18 в.

В 17–18 вв. оккультизм уходит в социальные сферы, суля всечеловеческое благоденствие, и социализируется в светских сообществах со своими утопическими проектами (розенкрейцеры, «Город Солнца» Т.Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф.Бэкона [БЭКОН Ф.], оккультная космологическая система Р.Фладда, масонство, алхимические штудии И.Ньютона).

Последняя треть 19 в. отмечена созданием оккультных учений сверхэклектической природы (теософия, антропософия [АНТРОПОСОФИЯ], западно-восточные эзотерические мировоззренческие синтезы). В сер. 20 в. широкое распространение получил коммерческий оккультизм (новая астрология, оккультная медицина, мантика, новая алхимия), свидетельствующее о глубоком общественном кризисе, сопровождаемом трагическими утратами в продуктивных – нравственных и интеллектуальных – сферах высокого рационализма.

Литература:

1. Антошевский И.К. Библиография оккультизма. СПб., 1910;

2. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;

3. Crow W.В. A history of magic, witchcraft and occultism. L., 1969;

4. Shumaker W. The occult sciences in the Renaissance. Berk., 1972;

5. Thorndike L. History of magic and experimental science, v. 1–8. N. Y., 1923–1958.

В.Л.Рабинович

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте