Новая философская энциклопедия

ОССОВСКИЙ

ОССОВСКИЙ (Ossowski) Станислав (22 мая 1897, Липно, Польша – 7 ноября 1963, Варшава) – польский социолог, культуролог, методолог социального познания, представитель Львовско-Варшавской школы. Профессор Лодзинского университета (1945–47), Варшавского университета (с 1947), руководитель отдела культуры и общественных изменений Института философии и социологии Польской академии наук (1956–62), вице-президент Международной психологической ассоциации (1959–62), организатор и президент Польского социологического общества (с 1956). Был одним из участников семинара по этнологии в Лондонской школе экономики под руководством Б.Малиновского (1933–35).

Эстетические воззрения Оссовского основывались на идее возрастающей роли искусства в духовной жизни человечества. Теория культуры включает типологический анализ эстетических ценностей и оценок в их историческом развитии. Эта типология основывается на фундаментальном соотношении между понятиями красоты в природе и красоты, созданной человеком.

Оссовский подверг критике расово-антропологическое направление в социологии, раскрыв не только его методологические недостатки, но и порочную идеологическую мотивацию, ставшую особенно очевидной в годы 2-й мировой войны. Он показал социальные механизмы, при посредстве которых мифы «крови и расы» функционируют в обществе. Оссовский был активным участником общественных движений против антисемитизма, а во время войны участвовал в польском Сопротивлении. Общественно-политические взгляды Оссовского были близки социал-демократии. Он полагал, что плановая экономика должна сочетаться с частной инициативой, идеалы общественной справедливости не противоречат культурному и социальному плюрализму. Оссовский анализировал различные пути социальной стратификации и ее теоретического обоснования.

Общественные науки (в первую очередь – социология и культурология), согласно Оссовскому, суть науки с твердыми эмпирическими основаниями. Методология этих наук не может быть сведена к простейшим индуктивным процедурам, а требует широкой исторической и антропологической перспективы. Специфика общественных наук заключается в том, что их методологические проблемы должны рассматриваться сквозь призму гуманистического мировоззрения и психологических интуиции относительно человеческой природы и судьбы.

Сочинения:

1. Upodstaw estetyki. Warsz., 1933;

2. The Science of Science. – Minerwa: A Review of Science, Learning and Policy. 1936. Vol. 3, p. 72–82 (совм. с M.Ossowska);

3. Wiez spoleczna i dziedzictwo krwi. Warsz., 1938;

4. Ku nowym formom zycia spoleczncgo. Warsz., 1943;

5. О osobliwosciach nauk spolecznych. Warsz., 1962;

6. Class Structure in the Social Consciousness. N. Y., 1963.

В.Н.Порус



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте