Большая биографическая энциклопедия

Островский, Александр Николаевич

Островский, Александр Николаевич

— драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31-го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по окончании курса в Костромской Духовной семинарии и Московской Духовной Академии определился на службу в канцелярию общего собрания московских департаментов сената. В 1820 году он женился на дочери московской просвирни, и третьим сыном от этого брака и был будущий драматург. На девятом году Островский лишился матери, и отец, обремененный многочисленной семьей, передал заботы о воспитании детей семинаристу Н. Н. Скворцову, который подготовил будущего драматурга для поступления в число учеников Московской губернской (ныне Первой) гимназии, откуда, по окончании в ней курса, Островский поступил на юридический факультет Московского университета, где товарищами его, между прочим, были К. Д. Ушинский, Я. П. Полонский, кн. В. А. Черкасский. В 1843 г. Островский из-за столкновения с одним из профессоров, вышел из университета и 23 мая того же года был зачислен канцелярским служителем в Московский Совестный суд, а 19 сентября перемещен в Московский Коммерческий суд; 10 января 1851 г. Островский за болезнью, в чине губернского секретаря, был уволен, по прошению, от занимаемой им должности.

Восьмилетняя служба в суде не дала Островскому ни видного общественного положения, ни материального обеспечения, но зато заставляла его, по самому роду занятий, постоянно сталкиваться со самыми разнообразными людьми и ввела в непосредственное соприкосновение с интересами московского купечества; с последним он мог познакомиться и ранее в доме своего отца, который, по выходе в отставку, занимался частной юридической практикой и имел своими клиентами, по большей части, купцов. И впоследствии связь А. Н. с московским купечеством никогда не прекращалась; в среде купечества у Островского было немало и приятелей, из которых, напр., И. И. Шанин имел на него несомненное влияние. Ко времени службы Островского в суде относится и начало его литературной деятельности. 9 января 1847 г. в газете "Московский Городской Листок" (№ 7 стр. 26—27) появилась статья, под заглавием: Сцены из комедии "Несостоятельный должник" (Ожидание жениха) за подписью А. О. и Д. Г. Это были первые два явления знаменитой комедии "Свои люди — сочтемся". Сам А. Н. писал впоследствии, что он началом своей литературной деятельности считал 14 февраля 1847 г.: "с этого дня я уже стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание". В этот день Островский, уже имевший знакомство среди зрителей, был у профессора русской словесности Московского Университета С. И. Шевырева, и здесь, в присутствии А. С. Хомякова, С. П. Колошина., А. А. Григорьева и других лиц, прочел свои первые драматические сцены. Шевырев, обнимая его, с глубоко искренним чувством восторга, вместе с А. С. Хомяковым, приветствовал автора, как человека, одаренного громадным талантом и призванного писать для отечественного театра. 3 декабря 1849 г. Островский прочел "Банкрота" (так первоначально называлась комедия "Свои люди — сочтемся") у Погодина, попеременно с Садовским, и затем всю зиму читал эту пьесу то у гр. Растопчиной, то у кн. Мещерских, у Шереметевых и др., и везде производил необыкновенное впечатление. Читал он чуть не каждый день, и по Москве быстро разнеслась его слава. 14-го марта 1847 Островский в том же "Московском Городском Листке" напечатал "Картину Семейного счастья" (затем, в апрельской книжке журнала "Современник" 1856 г. она была напечатана вторично с незначительными поправками, под заглавием "Семейная картина"). Третий печатями труд Островского — единственное его произведение в беллетристической форме: "Записки Замоскворецкого жителя", помещенные в "Московском Городском Листке" 1847 г. без подписи. Они имеют форму письма к читателям автора, открывшего 1-го апреля рукописное описание путешествия в невидимую страну ― Замоскворечье; на основании этой рукописи, автор будто бы и составил свои очерки, из которых первый, под заглавием "Иван Ерофеевич, предлагался вниманию читателей. В легком, полном юмора и наблюдательности рассказе Островский рисует особенности того самого Замоскворечья, изображению которого он потом посвятил лучшие свои комедии. В этой своеобразной обстановке изображает он жизнь безвольного мелкого чиновника Ивана Ерофеевича и его грозной подруги Мавры Агуревны Козырной. Очевидно, пребывание среди чиновников не осталось бесследным для А. Н., и особенности их быта нашли себе в этом очерке яркое изображение. Несмотря на явное влияние повестей Гоголя, произведение это представляет крупный интерес, доказывая, что уже в то время Островский в совершенстве владел жанровыми красками, и, опровергая весьма распространенное мнение, будто бы он был наделен лишь одним драматургическим талантом. После продолжительного перерыва, в мартовской книжке журнала "Москвитянин" 1850 г. появилась комедия "Свои люди ― сочтемся", за подписью: А. Островский, и в том же году вышла отдельной книжкой. Подпись эта вызвала впоследствии несправедливое обвинение Островского в плагиате; такому же обвинению подвергали его и при выходе его комедии "Семейная картина". Энергичные отповеди Островского скоро избавили его от подозрений, но ему пришлось испытать в начале своей литературной деятельности и другого рода неприятности. Комедия "Свои люди — сочтемся" цензурой не была допущена к постановке на сцене, а Московский генерал-губернатор граф А. А. Закревский даже занес Островского в списки неблагонадежных. Некоторое успокоение от этих неприятностей должен был доставлять Островскому тот успех, который сопутствовал его первым шагам на литературном поприще. Островский сразу занял видное положение среди своих сотоварищей по литературной деятельности и был поставлен в суждениях наиболее сведущих судей, наряду с выдающимися нашими драматургами. Широко образованный кн. Вл. Ф. Одоевский, прочитав "Свои люди — сочтемся", писал одному из своих приятелей: "читал ли ты комедию или лучше трагедию Островского "Свои люди — сочтемся" и которой настоящее название "Банкрот"? Пора было вывести на свежую воду самый развращенный духом класс людей. Если это не минутная вспышка, не гриб, выдавившийся сам собой из земли, просоченной всякой гнилью, то этот человек есть талант огромный. Я считаю на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор". На "Банкрот" я ставлю нумер четвертый". Успех Островского особенно упрочился, когда он вошел в состав кружка Погодинского "молодого Москвитянина". Представители этого кружка, отличавшиеся большой сплоченностью и, ввиду занимаемого ими боевого положения, старавшиеся по мере сил выдвигать своих единомышленников, значительно способствовали успеху Островского, самого талантливого члена всего кружка. В состав кружка в разное время вошли еще А. А. Григорьев, актер П. М. Садовский, рассказчик и писатель И. Ф. Горбунов, романист А. Ф. Писемский, беллетристы С. В. Максимов и П. И. Мельников (Печерский), драматург А. А. Потехин и поэт Л. Мей. Отличительной чертой кружка была горячая любовь к народному быту, с его поэзией и обрядами. Это увлечение носило по преимуществу характер художественного увлечения избранным предметом, на изучение которого и уходили силы его членов; увлечение это соответствовало вообще духу того времени, отмеченного пробуждением интереса к наблюдению и изучению народной жизни. Как раз в то время выдвинулись и ученые исследователи народной старины, как Афанасьев, Буслаев, Тихонравов, Бессонов и др., стали расширяться этнографические исследования, появились новые ревностные собиратели народной поэзии, с Павлом Якушкиным во главе. Совершенно справедливо замечание П. Д. Боборыкина, что исключительный интерес к купеческому быту, который выказал Островский в первых своих произведениях, был только как бы разновидностью современного ему течения. Купеческий быт первой половины 19 века еще непосредственнее прикасался с народно-крестьянским и беспощадное изображение отрицательных сторон его было опять-таки выражением того интереса, который возбуждал в авторе и его ближайших литературных товарищах народный быт, в его неизвращенной коренной сфере. В свою очередь Представители западнического направления как раз в это время, в полемике со славянофилами, дошли до такого ослепления, что отрицали всякую художественность русской народной поэзии. Эти неумеренные нападки имели своим последствием то, что заставили поклонников красоты народного быта сплотиться в тесный и дружественный кружок и высказывать, в свою очередь, в защиту обожаемой народной поэзии, взгляды, проникнутые таким неумеренным и односторонним восторгом, который может быть объясняем только полемическим увлечением. Островский, хотя и выросший в Москве, с ее живыми остатками своеобразного уклада чисто народной жизни, до вступления своего в кружок увлекался западническим направлением, но в решительную минуту полемического разгара, под влиянием энтузиазма своих друзей, почувствовал пробуждение в себе теплой любви к народной жизни, с ее поэзией и красотой внешнего быта. Под влиянием этого нового увлечения Островский совершенно отказывается от своих прежних западнических взглядов и быстро впадает в противоположную крайность. Впрочем, проявления этой крайности, обусловливаемые минутными порывами впечатлительной художественной натуры, конечно, никоим образом нельзя принимать за типичное выражение уже сложившегося миросозерцания и класть в основу характеристики отличительных взглядов и вкусов Островского. Зато, во всяком случае, кружок Москвитянина проявил в Островском любовь к народу и его поэзии, которой он остался верен до конца своей жизни. Сам Погодин, по природе лишенный способности чем-нибудь слишком увлекаться, относился к таланту Островского сдержаннее остальных членов редакции "Москвитянина", но это не мешало ему ценить в А. Н. весьма полезного работника, почему он и привлек его к ближайшему участию в журнале, для которого Островский предварительно просматривал статьи и держал корректуру. Эта работа, однако, не давала ему никакого материального обеспечения, что ставило Островского в крайне тяжелые условия, и его письма того времени наполнены жалобами на тяготевшую над ним бедность. Зато Погодин старался по возможности помочь своему усердному сотруднику в другом отношении. Так, он охотно исполнил просьбу А. Н. и обратился к сыну директора Императорских Театров Г. А. Гедеонову, и этим спас комедию "Не в свои сани не садись" от грозившего ей запрещения.

Заветной мечтой Островского было увидать свои произведения в исполнении на сцене, но этого он долго дожидался. Первый раз его пьеса была поставлена в бенефис известной в то время московской артистки Л. П. Косицкой, 14-го января 1853 г. Бенефициантка выбрала для себя роль Авдотьи Максимовны в комедии Островского: "Не в свои сани не садись". Пьеса прошла с большим успехом, которому в значительной мере содействовало прекрасное исполнение Садовским роли Русакова. Слухи о ней проникли и в Петербург, породив там самые оживленные толки, уступая которым, дирекция поставила ее и на сцене Александринского театра 19 февраля 1853 г. Второе ее представление удостоил своим присутствием Император Николай Павлович, сказавший по окончании спектакля: "очень мало пьес, которые мне доставляли бы такое удовольствие, как эта. Ce n'est pas une pièce, c'est une leçon". На следующее представление Государь снова приехал вместе с Императрицей и некоторыми Высочайшими Особами. Благосклонное внимание окончательно упрочило сценический успех Островского, но зато ему пришлось встретить весьма серьезных врагов там, где, по-видимому, он менее всего ожидал их найти. Драматические артисты, воспитанные на переводных мелодрамах и водевилях, которые в 40-х годах почти нераздельно царили на сцене, чувствовали себя неспособными справиться с русской бытовой комедией, и среди них нашлось много крупных талантов, которые упорно противились проникновению пьес Островского на сцену. Во главе этого движения стояли Самарин, Шумский, и — что особенно важно — Щепкин. Будучи не в состоянии, по самой сущности своего дарования, достигнуть в пьесах Островского обычного успеха, и в то же самое время не желая сознаться в своем бессилии, артисты эти оправдывали свое нежелание играть в пьесах Островского несочувствием славянофильскому направлению пьес. Наряду с этим другая часть артистов, с Садовским в главе, нашедшая в пьесах Островского истинную пищу для своих исключительных талантов, всячески старались упрочить положение А. Н. в театре. Они прекрасно понимали, что этим они способствовали своему собственному успеху, так как на этих пьесах их дарование росло и сами они выдвигались в первые ряды труппы. Наконец, сторонники нового бытового репертуара одержали верх, и сам Щепкин первый признал себя побежденным талантом Островского. Но эти внутренние театральные затруднения нисколько не препятствовали успеху Островского в обществе. Он сразу же нашел себе публику, которая поняла и оценила его. Целый ряд мелких случаев из частной жизни А. Н. подтверждает широкое распространение его славы в самых разнородных слоях московского общества, которое нашло, наконец, в Островском своего верного и умелого бытописателя. А. Н. первый серьезно подошел к душевным запросам того класса общества, который предшествовавшими драматургами оставлялся в стороне, и нет ничего удивительного в том, что Островский своими пьесами приохотил к театру и такую публику, которая раньше и не помышляла о нем. Следующие постановки только упрочили театральный успех Островского. Взгляд членов кружка молодого "Москвитянина" на значение драматической деятельности Островского ярче всего выразился в восторженных статьях Аполлона Григорьева, который об Островском писал не раз; суждения его о пьесах А. Н. сводятся к следующему: "Искусство воплощает в образы, в идеалы сознание массы. Поэты суть голоса масс, народностей, местностей, глашатай великих истин и великих тайн жизни, носители слов, которые служат ключами к уразумению эпох — организмов во времени, и народов — организмов в пространстве". Таким именно народным поэтом, глашатаем тайн русской народности, и является Островский во всей совокупности своих произведений, в которых целиком воплощались идеалы русского народа. "В первую эпоху своей деятельности он написал только 9 произведений, и из них только пять значительных по объему и шесть по содержанию; только четыре из них давались на театре; но эти четыре, без церемонии говоря, создали народный театр, частью создали, частью выдвинули вперед артистов и пробудили общее сочувствие всех классов общества, изменили во многих взгляд на русский быт, познакомили нас с типами, которых существования мы и не подозревали и которые тем не менее, несомненно, существуют, — с отношениями в высшей степени новыми и драматическими, с многоразличными сторонами русской души и глубокими, и трогательными, и нежными, и разгульными сторонами, до которых еще никто не касался. Право гражданства литературного получило множество ярких, определенных образов, новых, живых созданий в мире искусства — и все это прошло без урока для критики. Талант уже породил подражателей, а она продолжала глумиться над новым словом таланта. А между тем, новое слово Островского было ни более ни менее как народность, слово собственно уже старое, ибо стремления к народности начались в литературе нашей не с Островского, но действительно новое, потому, что в его деятельности определилось оно яснее, точнее и проще, хотя без сомнения, еще неокончательно". Более сдержанно высказывались представители других литературных партий. Так, И. С. Аксаков, по поводу пьесы "Не в свои сани не садись", писал Тургеневу: "едва начнет стираться смешная купеческая домашняя физиономия, тогда поблекнет контраст между внутренним достоинством и внешним его выражением, и пьеса утратит свое теперешнее огромное общественное значение". Да и сам Погодин относился к этой пьесе Островского не с безусловной похвалой; так, в его дневнике, под в января 1852 г. записано: "прослушал комедию Островского. Хорошие портреты, но все нет crescendo драматического". В кружках, не сочувствовавших народническим увлечениям редакции "Москвитянина", не только не разделялись эти восторги, но наоборот, по адресу молодого писателя высказывались суждения, отличавшиеся в такой же степени преувеличенной суровостью. Так, Ю. Ф. Самарин писал Погодину, по поводу стихотворения А. Григорьева "Искусство и Правда", что его поражает в этом стихотворении "непосредственный переход от Мочалова к Островскому и Садовскому без упоминания о Гоголе, который родил Островского". Еще строже взглянула на статью Григорьева гр. Растопчина; в письме к тому же Погодину она писала: "Как устоит слава бедного Островского против таких неуместных всесожжений, похожих на булыжник Крыловского медведя". Но эта оппозиция нисколько не сдерживала неумеренного восторга Ап. Григорьева. Наоборот, в пылу полемического азарта, он только повышал тон своих неумеренных похвал. Совершенно основательно усматривая в осуждении противников много несправедливого и партийного, он поставил своей целью защитить Островского от этих несправедливостей и впал противоположную крайность; только таким полемическим задором можно объяснить хотя бы то, что в одном из своих писем к Погодину А. Григорьев прямо-таки назвал Островского "великой, пророческой силой". Совершенно неожиданно для самого себя, Островский сделался настоящим кумиром целой литературной партии, сила которой состояла в том, что она наиболее ярко выражала настроение в обществе. В своем увлечении представители этой партии дошли до того, что свои взгляды на того или другого писателя ставили в тесную зависимость с его отношением к Островскому, считая "своим" только того, кто разделял их восторженное поклонение. Что касается самого Островского, он не только не поддавался при таких восторгах своих приятелей самообольщению, но даже тяготился тем исключительным вниманием, которое они ему постоянно выказывали. Это, между прочим, отмечает в одном из своих писем к Погодину и А. Григорьев, упоминая об исключительной скромности самого Островского. В то же время представители враждебной партии нередко переносили на личность самого писателя те свойства, которыми он наделил некоторых из наиболее ярких персонажей своих пьес. Насколько были неосновательны эти сплетни, видно, напр., из свидетельства А. В. Никитенко, который, после встречи с Островским на вечере у Тургенева, записал в своем дневнике под 20 февраля 1856 г.: "Островский, бесспорно, даровитейший из наших современных писателей, которые строят свои создания на народном или, лучше сказать, простонародном элементе. Сам Островский совсем не то, что о нем разгласила одна литературная партия. Он держит себя скромно, прилично, вовсе не похож на пьяницу, каким его разглашают, и даже очень приятен в обращении". И те, кому приходилось иметь дело с Островским и впоследствии, единогласно свидетельствуют об его доступности, скромности и приветливости.

Ап. Григорьев прекрасно понимал, какую крупную притягательную силу составляет для читателей "Москвитянина" участие в нем Островского, и поэтому не переставал советовать Погодину, чтобы он принял все меры к удержанию Островского в составе редакции этого журнала. Между тем представлялась действительная опасность, как бы Островского не переманили другие журналы предложением более выгодных условий, что было далеко не безразлично для такого нуждавшегося писателя, каким в то время был Островский. Тем не менее, он оставался верным "Москвитянину" и печатал свои пьесы в нем на условиях чуть ли не вдвое худших, чем те, которые ему предлагались в других редакциях. Точно также, когда впоследствии Григорович и Тургенев, разгадавшие размеры дарования Островского, всячески старались перетянуть его в близкий для них "Современник", Островский не поддался их советам и остался верен своим прежним друзьям. Его привязывало к "Москвитянину", по всей вероятности, то, что редакция этого журнала находилась в Москве, где жил и он сам; но гораздо больше здесь действовало, конечно, чувство благодарности к тому журналу, на страницах которого его первые опыты нашли такую дружескую поддержку. По прекращении издания "Москвитянина", Островский в 1856 году перешел в "Русский Вестник", где во 2-й книжке за этот год была напечатана его комедия "В чужом пиру похмелье". Но в этом журнале Каткова он работал очень недолго и уже в следующем, 1857 г., он напечатал во 2-й книжке "Современника" "Праздничный сон — до обеда". С переходом Островского в "Современник" стало ослабевать и то неблагоприятное предубеждение, которое со самого начала его деятельности господствовало среди западников, хотя крайние из них, как В. Ф. Корш и Кетчер, всегда признавали в нем великий талант. Критика Добролюбова ("Темное царство") окончательно разрешила вопрос и примирила западников с Островским. Он сделался с этих пор постоянным и исключительным сотрудником "Современника", где ему была дана и подходящая материальная оценка, установившаяся раз навсегда (по 200 руб. за каждый акт); вместе с тем Островский остался верен редакционной компании Некрасова, когда она, после запрещения "Современника", взяла в свои руки "Отечественные Записки".

20 августа 1855 г. Августейший генерал-адмирал, великий князь Константин Николаевич отдал следующее предписание управляющему Морским Министерством: "Желая собрать полные и подробные сведения о той части населения России, которая занимается мореходством, рыбными промыслами, судоходством на реках и озерах, и в то же время доставить "Морскому Сборнику" ряд любопытных статей, я поручил князю Оболенскому приискать несколько молодых и талантливых писателей, которые уже доказали свои дарования и которых можно было бы с пособием от Морского Ведомства отправить на целый год в разные края России для упомянутых исследований". В исполнение этого приказа в числе других литераторов был приглашен и Островский, которому было поручено исследование верховья Волги. В апреле 1856 г. он приступил к этому делу, начав с изучения Твери Результатом этого исследования была статья: "Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода", напечатанная в февральской книжке "Морского Сборника" 1859 г. Статья эта свидетельствует о том внимании, с которым отнесся Островский к возложенному на него поручению. Строго следуя желанию великого князя, он обращает главнейшее внимание на быт и условия труда судовых рабочих и рыболовов, стараясь везде дать наиболее точную картину того положения, в каком находились эти промыслы. Результаты своих личных наблюдений он подкрепляет официальными статистическими данными, собранными с особенной тщательностью. Но помимо этой главнейшей задачи, Островский не упускает из виду и остальных более или менее примечательных сторон изучаемых им местностей. Он знакомится с историческими преданиями, связанными с той или другой местностью, обнаруживая при этом весьма основательное знакомство с источниками отечественной истории; изучает экономические условия и дает картину промышленной жизни изучаемого им края. Но кроме этих чисто официальных сторон, Островского интересует и более интимная сторона жизни, и он внимательно отмечает все особенности частного и семейного быта. Особенно любопытно в этом отношении описание города Торжка, где Островскому довелось видеть многие такие характерные черты быта глухой провинции, которые впоследствии не раз изображались им в его пьесах. Видное место в статье Островского занимают наблюдения над нашим областным языком, все особенности которого он старательно отмечал, исправляя неточности прежних исследователей, напр. С. Т. Аксакова, и стараясь дать яркую картину местного профессионального языка. Это внимание к родной речи, обнаружившееся в одной из ранних работ Островского, весьма для него характерно, потому что удивительная меткость, сила и краткость языка действующих лиц его пьес, его историческая и бытовая точность является плодом его постоянных наблюдений и изучений в этой области. По свидетельству С. В. Максимова, позже он был занят составлением особого словаря, в состав которого входили редкие поговорки и характерные выражения, составляющие особенность отдельных сословий. Такие "крылатые" слова раскиданы чуть ли не по всем его пьесам и составляют немалое их украшение. Недосуг помешал Островскому закончить эту весьма важную работу, черновые наброски которой наследники его передали во 2-е отделение Императорской Академии Наук. Несмотря на всю деловитость и научную точность статьи Островского в "Морском Сборнике", она написана чрезвычайно легко и непринужденно, ярким и живым языком. Попутно, отвлекаясь от главной темы своего исследования, автор рисует весьма любопытные бытовые сценки, что в значительной степени оживляет изложение. Вообще эта статья, обладающая крупными достоинствами в научном отношении, является также и выдающимся литературным произведением. Это путешествие имело весьма важные последствия для дальнейшей деятельности Островского. Оно поставило его лицом к лицу с такими характерными особенностями провинциального быта, которые ему весьма пригодились для пьес; оно значительно расширило сферу его непосредственных наблюдений, прежде замыкавшихся узкими рамками купеческой и мелкой чиновнической среды. Во время путешествия он имел случай наблюдать такие характеры и сцены, которые впоследствии перенес на страницы своих пьес. Так, по преданию, на Волге он познакомился с теми характерами, которые изобразил в комедии "На бойком месте".

Во время этого же путешествия Островский получил возможность глубже ознакомиться с бытом многих захолустных провинциальных городов, один из которых он изобразил в своей драме "Гроза"; бытовые краски ее так сильны и ярки, что несомненно могли явиться результатом только непосредственного наблюдения автора. Пьеса эта появилась в 1860 г. и была напечатана в 1-ой книжке "Библиотеки для чтения". Ни одна предшествующая пьеса не имела такого широкого успеха у представителей почти всех литературных партий. Тогда как все предшествующие пьесы Островского находили сочувственные отзывы только у критиков того лагеря, который видел в данной пьесе отражение своих боевых идей, "Гроза" была встречена одинаково всеми, без различия направлений. В том же году пьеса эта была представлена в Императорскую Академию Наук на соискание Уваровской премии. Разбор пьесы Академией был поручен И. А. Гончарову и А. Д. Галахову. Первый из них в своем отзыве писал, что "подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам. С какой бы стороны она ни была взята — со стороны ли плана создания или драматического движения, или, наконец, характеров, всюду запечатлена она силой творчества, тонкостью наблюдательности и изяществом отделки". И далее: "всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни, облитый ярким колоритом поэзии и художественной отделки, начиная с богатой вдовы Кабановой, в которой воплощен слепой, завещанный преданиями деспотизм, уродливое понимание долга и отсутствие всякой человечности, до ханжи Феклуши. Автор дал целый разнообразный мир живых, существующих на каждом шагу личностей". К этому лестному мнению целиком присоединился и другой рецензент Галахов, который, кроме того, указывает на то, что появление такого крупного драматического произведения является особенно знаменательным в пору повсеместного упадка драматической литературы, замечаемого не только в России, но и на Западе. Особенностями своего таланта Островский тесно примыкает к школе Гоголя, достойным продолжателем которого он является. Но при этом, "в его пьесах есть нечто свое особенное, что имеет вес после "Ревизора" и "Женитьбы". Академик П. А. Плетнев, давая отзыв в публичном заседании Академии Наук о "Грозе" и одновременно с ней представленной "Горькой судьбине" Писемского, прибавил, что "у Островского столько в запасе характеров, их странностей и поучительных для наблюдателя черт, что сцены постоянно интересны и любопытны; драматическое движение нигде не ослабевает, а между тем общественные отношения и естественный ход жизни никаким искусственным усилием не нарушены и не ослаблены. Самый язык действующих лиц нигде не вызывает сомнения насчет верности и не подлежит никакому спору относительно оборотов речи и выбора выражений". На основании столь лестных отзывов Академия Наук признала автора достойным награждения полной Уваровской премией. Такой же премией была увенчана и его драма, "Грех да беда на кого не живет", а впоследствии за выдающиеся заслуги на поприще отечественной словесности, Академия удостоила его избранием в свои члены-корреспонденты.

Такое же сочувственное отношение встретила "Гроза" и со стороны неофициальной критики, из отзывов которой особенного внимания заслуживали статьи С. Дудышкина (в "Отечественных Записках") и Н. Добролюбова (в "Современнике") под заглавием "Луч света в темном царстве". Статья Дудышкина примечательна тем, что она совершенно правильно устанавливает отношение предшествующей критики к Островскому. "Поборники исключительно сатирического направления (западники)", — пишет он — "восхваляли "Свои люди — сочтемся" и больше ничего не хвалили; поклонники патриархального семейного начала и идеальной натуры русского человека падали ниц перед Русаковым и старинным каноническим правом, господствовавшим в драме "Не так живи" и пр. Холодные наблюдатели были довольны, что Островский в первый раз оказался безучастным к той и другой партии в своей комедии "В чужом пиру похмелье", а затем все теории были исчерпаны и оказалось возможным предположить, что дальше Островскому идти некуда. Островский в это время пошел туда, куда давно хотели бы провести его действительные поклонники — к истинной поэзии русской жизни. Давно было сказано, что идеальничанье с русской жизнью исчерпано и что пора искать другого исхода. В "Грозе" мы приветствуем такой выход". Знаменитая статья Добролюбова, в значительной степени укрепившая литературную славу этого критика, в сущности является шагом назад в сравнении хотя бы со статьей Дудышкина: ее автор почти совсем не рассматривает "Грозу" как художественный памятник, а рассуждает с чрезвычайной страстностью об общественных вопросах, возникающих при ее чтении, так что статья его является чисто публицистическим трактатом в духе того времени. Со злостью сатирика рассматривает он те общественные язвы, которыми, на его взгляд, болеет изображенное Островским общество. По его мнению, почти все действующие лица этой пьесы составляют одно замкнутое и страшное по своей силе "темное царство", яркому описанию которого Добролюбов отводил немало красноречивых страниц своей статьи. Но наряду с самыми мрачными проявлениями "самодурства и безгласности", критик усматривает в этой пьесе Островского "что-то такое освежающее и ободряющее", "что на него она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского". Это что-то — характер Катерины; он веет новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели: "Характер Катерины соответствует новой фазе нашей жизни, он давно требовал своего осуществления в литературе, около него вертелись наши лучшие писатели; они умели понять только его надобность, но уразуметь и почувствовать его сущность сумел один Островский". Катерина представляется Добролюбову сильным характером, проникнутым "желаньем воли, простора, горячей, беззапретной свободы". Этот взгляд популярного критика оставался в течение долгого времени господствующим как по отношению к характеру самой Катерины, так и всей пьесы, превращая чисто художественное произведение в узко-тенденциозную пьесу злободневного характера. Но насколько вообще неправилен такой взгляд в применении к пьесам такого объективного писателя, каким является Островский, настолько же неправилен и взгляд на Катерину, как на "светлый луч, пробивающийся сквозь мглу темного царства, внося в него протест против самодурства и безгласности". Для такой боевой роли Катерина не годится по чрезмерной мягкости и пассивности своей натуры, и весь образ ее действий менее всего похож на протест. Ее личность своим светом не рассевает мглы темного царства, а гибнет почти что бесследно, не встречая необходимой поддержки для своей нежной идеалистической души. Поэтому гораздо вернее определил ее характер Скабичевский в своей статье: "Женщины в пьесах Островского". На его взгляд "Катерина, по своему ультрарелигиозному воспитанию, во многом напоминает Лизу в Дворянском гнезде, и принадлежит к категории женщин колеблющихся, нерешительных, боящихся всяких кар, когда дело идет о их счастье, и приходящих в отчаяние, лишь когда все пути закрыты". Во всяком случае, роль эта, первой исполнительницей которой в Москве была знаменитая Л. П. Косицкая, вскоре заняла почетное место в репертуаре русских драматических актрис, почему пьеса в течение долгого времени и не сходила с репертуара как столичных, так и частных театров. В 1867 году композитор В. П. Кашперов написал на ее сюжет оперу, причем текст драмы, превращенный из прозаического в стихотворный, был подвергнут весьма значительным искажениям. В 1885 г. "Гроза" была переведена на французский язык и вышла под заглавием "L'orage, drame, traduit par Legrelle"; в этом переводе она и исполнялась в Париже, но крупного успеха там не имела, насколько можно судить по тому, что она недолго удержалась на сцене, а также и по тому отзыву, который написал о ней типичный выразитель вкусов парижской публики Жюль Леметр, оказавшийся совершенно не в состоянии понять ее истинные красоты. Зависит это, главным образом, конечно, от того, что "Гроза" слишком крепкими узами связана с русской почвой, без знания которой она и сама становится недоступной для понимания. Зато в России "Гроза" пользовалась крупным и прочным успехом. Такой же успех имела и большая часть остальных пьес Островского.

Но успех пьес, кроме нравственного удовлетворения, почти ничего не давал их автору, так как вознаграждение драматических писателей было совершенно еще не организовано и даже в казенных театрах было весьма незначительно. Но кроме этих материальных затруднений, которые особенно болезненно сказывались для многосемейного Островского, его еще угнетали и те чрезвычайно сложные и подчас весьма унизительные хлопоты, с которыми было связано проведение на казенную сцену всякой новой пьесы. Островскому приходилось из-за всякой новой пьесы лично ездить в Петербург для сношений с дирекцией театров, на что постоянно уходило много времени и денег, и, сверх того, беспокоить своих друзей непрерывными просьбами о содействии. В этом отношении особенно помогал Островскому его неизменный друг, артист петербургского Александринского театра А. А. Бурдин. Письма к нему Островского наполнены самыми настойчивыми просьбами о содействии при постановке новых пьес и лучше всего показывают, с какими неимоверными усилиями это было сопряжено даже для Островского. В конце концов это несоответствие личных доходов драматурга с теми богатствами, которые приносили дирекции театров его пьесы, и вечная борьба с канцелярской волокитой, так подействовали на Островского, что он признал себя совершенно побежденным и стал подумывать о том, как бы ему оставить трудное поприще драматурга. В письме к Бурдину в 1866 г. А. Н. писал: "объявляю тебе, что я совершенно оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром. Начальство театральное ко мне не благоволит, а мне уже пора видеть не только благоволение, но и некоторое уважение; без хлопот и поклонов с моей стороны ничего для меня не делается, а ты знаешь, способен ли я к низкопоклонству; при моем положении в литературе играть роль вечно кланяющегося просителя тяжело и унизительно. Я заметно старею и постоянно нездоров, а потому ездить в Петербург, ходить по высоким лестницам, мне уже нельзя. Поверь, что я буду иметь гораздо больше уважения, которого я заслужил и которого стою



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте