Музыкальная энциклопедия

Париж

(Paris) — столица Франции, один из крупнейших культурных центров Европы. 2455 тыс. жит. (1974). Большой П. — ок. 10 млн. жит. (1974). Уже в 12 в. при монастырях и церквах П. стали возникать школы (метризы), где особое внимание уделялось обучению музыке. Муз. жизнь сосредоточивалась в крупных соборах: Нотр-Дам, где сформировалась первая европ. школа хор. полифонии — Парижская, или Нотр-Дамская (среди её основателей — Перотин и Леонин), Сент-Шапель, Сен-Северен, Сен-Виктуор, Сент-Женевьев и др. В 1315 при ун-те был основан "Коллеж де Навар", ставший центром обучения иск-вам, в первую очередь музыке. В ср. века в П. ставились мистерии и литургич. драмы. Эти представления осуществлялись "Братством страстей господних", к-рое в 1402 получило монополию на пост. мистерий. В П. работали мн. крупные музыканты — Й. де Грохео, Иероним Моравский, Филипп де Витри, Арнуль Гребан и др. На службе у франц. королей находилось большое число музыкантов. Сложилась постоянная придв. капелла (уже в 14 в. включала многочисл. исполнителей). Осн. церемонии проходили в соборе Нотр-Дам. Большое место в них отводилось музыке. С сер. 15 в. в празднествах при дворе участвовала наряду с церк. музыкантами придв. капелла. Собственные капеллы содержали также нек-рые богатые горожане. В 16 в. муз. жизнь П. претерпела значит. изменения в связи с окончат. переводом корол. двора в Лувр. Укрепилась роль придв. капеллы. "Музыка короля" первоначально состояла из двух оркестров — "Камера" (лютнисты, корнетисты, трубачи и барабанщики) и "Большая конюшня" (скрипачи, гобоисты, флейтисты; позднее скрипачи были переданы в "Камеру", образовав внутри этого оркестра т.н. 24 скрипки короля).

Новые веяния в области муз. т-ра пришли из Италии. В 1581 итальянец Б. Бальтазарини пост. в Лувре "Комедийный балет королевы" на музыку Ж. де Болье и Ж. Сальмона — первый франц. балет. Была создана придв. балетная труппа (ballet du cour), представления к-рой отличались пышностью; в этих спектаклях объединялись элементы драмы, пения, инстр. музыки и танца. Среди корол. музыкантов выделялись А. де Риппе, Я. Аркадельт, К. де Сермизи; нек-рое время при дворе работал О. Лассо. Соборы Сент-Шапель и Нотр-Дам привлекали крупных музыкантов. Нередко певцы обеих церквей выступали совместно и участвовали в богослужениях и процессиях. Ослабевало значение ун-та как центра муз. образования, хотя в нём учились К. Жанекен, К. Гудимель и др.; существовала лютневая школа (открыта в 1530 О. Фине), издавались муз. труды. В П. возникли новые центры муз. образования. В 1570 Ж. Тибо де Курвиль и Ж. А. Баиф основали Академию поэзии и музыки (существовала до 1584), членами к-рой могли стать как проф. музыканты, так и любители (принимались и иностранцы). Академия устраивала концерты (в доме Баифа). Особо культивировались пение и игра на лире. В статусе академии не было предусмотрено систематич. обучение музыке, однако крупные мастера, в т.ч. Тибо де Курвиль, певец Ж. де Болье, К. Ле Жен, Ж. Модюи, давали уроки пения и игры на муз. инструментах. Заметная роль в муз. жизни П. принадлежала Корпорации корол. музыкантов (Roi des joueurs d'instruments). Известны имена более 500 музыкантов, входивших в неё. С 1581 из их числа назначался спец. муз. управляющий. Парижские музыканты объединялись в два братства — Сен-Жюльен (парижское отделение Корпорации корол. музыкантов), члены к-рого играли во время всевозможных церемоний, торжественных вечеров, в домах знатных горожан, и Сент-Сесиль, объединявшее музыкантов, участвовавших в процессиях. Существ. роль принадлежала аристократич. салонам, среди к-рых выделялся салон графини де Рец, где выступали мн. выдающиеся музыканты того времени.

В 16 в. П. становится одним из центров нотоиздательского дела и изготовления муз. инструментов. В 1528 П. Аттеньян совм. с П. Отеном основал муз. изд-во (существовало до 1557). Во 2-й пол. 16 в. выделялась фирма Р. Баллара и А. Ле Руа (осн. в 1551, впоследствии её возглавляли сыновья и внуки Баллара), игравшая ведущую роль в нотоиздательском деле вплоть до кон. 18 в. В сер. 16 в. начали объединяться в цехи инстр. мастера, создавшие в 1599 собств. корпорацию. Среди крупнейших мастеров и торговцев муз. инструментами были К. и Р. Дени, П. Обри.

В 17 в. в связи с дальнейшим укреплением корол. власти усилилось влияние двора на культурную жизнь П. При дворе проводились многочисл. муз. вечера, спектакли, празднества. Ведущая роль в них принадлежала "Музыке короля", к-рая к царствованию Людовика XIV состояла из 3 групп: "Камера", включавшая 2 оркестра — "Большой, или 24 скрипки короля" (постоянно находился в П.) и "Малый, или 16 скрипок короля" (сопровождал короля в путешествиях); "Капелла" (объединяла вокалистов); "Большая конюшня" (оркестр охотничьей дух. музыки). С 1653 "Музыку короля" возглавлял Ж. Б. Люлли, к-рый расширил составы этих групп, объединил "Камеру" с "Капеллой".

Среди муз. развлечений главными оставались представления придв. балета. Спектакли давались в Луврском дворце, в Арсенале, в т-ре "Пале-Кардиналь" (открыт в 1641, с 1642 — "Пале-Руаяль"). В сер. 17 в. при дворе усилились итал. влияния. Насаждению итал. театр. традиций способствовал кардинал Мазарини, к-рый привлёк в П. композиторов и оперные труппы из Рима, Венеции, Болоньи, познакомившие франц. публику с новым для неё жанром оперы. Первая итал. опера, исполненная во Франции, — "Орфей и Эвридика" Л. Росси (1647). Царствование Людовика XIV отмечено необычайной пышностью придв. жизни, стремлением парижского двора и феодальной аристократии к роскоши и развлечениям. В П. возникали разнообразные формы муз. т-ра, культивировавшие преим. мифологич. или аллегорич. представления в духе классицизма. Ведущими жанрами становятся пастораль, состоявшая из муз. интермедий, комедия-балет (авторами этих спектаклей были Люлли и Ж. Б. Мольер), опера-балет, классич. тип к-рой создан Люлли. В 1653-87 Люлли возглавлял практически всю муз. жизнь П. Наиболее значит. спектакли ставились в специально воздвигнутом в Тюильри т-ре (открыт в 1660 оперой "Ксеркс" Кавалли). В 1661 была осн. "Корол. академия танца" во главе с П. Бошаном (существовала до 1670). В 1669 комп. Р. Камбер и поэт П. Перрен получили патент на организацию постоянного оперного т-ра, к-рый открылся в 1671 (оперой "Помона" Камбера и Перрена) под назв. "Корол. академия музыки". С 1672 т-р возглавлял Люлли, получивший монополию на оперные пост. во Франции. Спектакли давались в разл. помещениях, в т.ч. в т-ре "Пале-Руаяль". Интенсивной была муз. жизнь и вне двора. Собств. капеллы содержали влиятельные вельможи и богатые горожане. В их домах ставились спектакли (в 1639 кардинал Ришельё устроил балетный спектакль в честь рождения Людовика XIV, повторенный затем в Ратуше). Комич. оперы в нар. духе давались на ярмарках (в предместьях Сен-Жермен, Сен-Лоран и др.).

В П. развивалась также конц. жизнь, однако в 17 в. она была привилегией избранных. Популярностью пользовались пьесы для инстр. ансамблей, лютневая музыка, вок. арии. В придв. концертах, а также на вечерах в доме Мазарини выступали певцы М. де Ламбер, С. Ле Камю, Ж. Б. Боссе, Б. де Басильи, Л. де Молье, Ф. де Шанси, Ж. де Камбефор и др. Домашние концерты устраивали: придв. музыкант Людовика XIV Ж. Шампион де Шамбоньер (основал L'assemblйe des honnestes curieux), лютнист Ж. Галло-младший, виолист А. Форкре, гитарист Р. Медар и др. Итал. музыка звучала гл. обр. в соборах, где зачастую работали крупные музыканты из Италии, преим. певцы, виолисты (позже — скрипачи), органисты, чембалисты.

После переселения короля в Версаль (1682) и смерти Люлли (1687) влияние двора стало ослабевать. Усилилось противоборство между придв. и гор. культурами, всё большее значение приобретали новые муз. очаги, менее зависимые от двора и культивировавшие более демократич. формы музицирования.

В 18 в. в центре муз. жизни оставался театр. В 30-60-х гг. в придв. опере — "Корол. академии музыки" ведущее положение занял Ж. Ф. Рамо, что вызвало борьбу "люллистов" и "рамистов". В 50-х гг. в П. развернулась острая полемика по вопросам оперного иск-ва между сторонниками (буржуазно-демократич. круги) и противниками (представители аристократии) итал. оперы-буффа — т.н. "война буффонов" (возникла в связи с приездом в П. в 1752 итал. оперной труппы, поставившей ряд опер-буффа, в т.ч. "Служанку-госпожу" Перголези). Сторонников оперы-буффа поддерживали энциклопедисты — Д. Дидро, Ж. Л. Д'Аламбер и прежде всего Ж. Ж. Руссо, деятельность к-рых способствовала формированию новой оперной эстетики. В П. были пост. первая франц. комич. опера "Деревенский колдун" Руссо (1752), а также оперы Э. Дуни, Ф. Филидора, П. А. Монсиньи и др. Ведущим жанром становится комическая опера. Благодаря своему демократизму она пользовалась всё большим успехом, спектакли посещались и широкой публикой. Комич. оперы (франц. и итал.) ставились в т-ре "Опера комик" (осн. в 1715, своё наименование получил в 1801).

В 70-х гг. произошли коренные изменения в репертуаре "Корол. академии музыки". Пост. в П. опер К. В. Глюка "Ифигения в Авлиде" (1774), "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде" (1779) обострила борьбу муз. направлений. Против Глюка выступали и приверженцы старой французской, и сторонники итал. оперы, противопоставлявшие ему традиционное творчество Н. Пиччинни. Борьба "глюкистов" и "пиччиннистов" (победил Глюк), отразившая глубокие идеологич. сдвиги во Франции 2-й пол. 18 в., продолжалась вплоть до Великой франц. революции. В 18 в. на сцене "Корол. академии музыки" выступали певцы М. С. Арну, Р. Л. Дюгазон, Ж. Б. Мартен и др.; балерины М. А. Камарго, M. M. Гимар; танцовщик и балетм. Ж. Ж. Новер и др.

В 18 в. в связи с ростом влияния буржуазии изменился характер конц. жизни. Постепенно концерты вышли за рамки аристократич. салонов. В 1725 А. Даникан-Филидор организовал регулярные публичные "Духовные концерты" (проходили в Швейцарском зале дворца Тюильри свыше 60 лет). С 1769 с "Духовными концертами" начало конкурировать об-во "Концерты любителей" (осн. Ф. Ж. Госсеком), преемником которого в 1780 стало об-во "Концерты Олимпийской ложи" (по его заказу писали мн. композиторы, в т.ч. Й. Гайдн). Более замкнутый характер носили вечера об-ва "Дети Аполлона" и "Об-ва концертов-соревнований" (Sociйtй du concert d'йmulation), где музицировали профессионалы и аристократы-любители. С 1769 давались благотворит. концерты в Галерее королевы (Galerie de la reine). "Корол. академия музыки" также устраивала ежегодные циклы концертов в Тюильрийском саду. Заметная роль принадлежала и концертам, проводившимся по частной инициативе. Ещё в 1724 мадам де При основала Итальянские концерты (давались дважды в неделю в одном из залов Лувра), под покровительством принца Конти образо-валось об-во "Мелофилетов", объединявшее любителей музыки. Многие придворные содержали музыкантов и даже оркестры, заказывали соч. крупным композиторам (В. А. Моцарт написал по заказу герцога де Гинеса для него и его дочери концерт для фп. и арфы). В частных салонах выступали Ф. Куперен, Рамо, Я. Стамиц, Госсек. Так, напр., Госсек был в 1754-62 капельмейстером у генерального откупщика Ла Пуплиньера, концерты в доме к-рого считались лучшими в городе. В 70-х гг. зародилась традиция проведения спектаклей, концертов и фестивалей в крупнейших садах и парках, доступных для широкой публики. Центрами духовной музыки по-прежнему оставались соборы Нотр-Дам и Сент-Шапель, а также церкви Сен-Круа де ла Бретонри, Сен-Поль, Сен-Сюльпис, Сен-Жерве, где сформировалась традиция франц. органной школы. В 18 в. П. стал одним из крупных очагов европ. муз.-теоретич. мысли и муз. образования. Здесь выходили энциклопедии (в т.ч. "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел", т. 1-35, 1751-80, в к-рой помещены мн. статьи Руссо о музыке), а также учебники, словари, теоретич. труды. В 1713 была открыта Школа танца и инстр. иск-ва (первонач. назв. "Магазин" — букв. "склад", по зданию, где она располагалась). В 1784 Госсек создал при "Корол. академии музыки" Корол. школу пения и декламации.

Великая франц. революция способствовала демократизации всех форм муз. жизни, большое место заняли массовые жанры, в т.ч. марши и песни (среди их создателей — Э. Мегюль, Госсек, Ж. Ф. Лесюэр). При штурме и взятии нар. массами дворца Тюильри 10 авг. 1792 как символ революц. борьбы звучала "Марсельеза" (создана К. Ж. Руже де Лилем, через марсельских добровольцев попала в П.). Т-ры были переданы в распоряжение гор. властей, а позже — правительственных чиновников. Возникли новые труппы, репертуар к-рых отличался демократич. направленностью. Вместо пышных придв. церемоний устраивались массовые празднества (на больших площадях), важной составной частью к-рых была музыка; в них участвовали сотни певцов и музыкантов, нередко звучали революц. песни. Появились новые жанры и в т-ре. На сцене "Корол. академии музыки" ставились спектакли-апофеозы, агитац. оперы с использованием больших хор. масс ("Республиканская избранница, или Праздник разума" Гретри, 1794; "Триумф республики, или Лагерь при Гранпре" Госсека, 1793), а также "оперы спасения", окрашенные романтикой революц. борьбы против тирании ("Лодоиска" и "Водовоз" Керубини, 1791 и 1800; "Пещера" Лесюэра, 1793). Революц. преобразования коснулись и системы муз. образования. Были упразднены церк. школы (метризы); созданная в 1792 музыкальная школа Национальной гвардии слилась в 1793 с Королевской школой пения и декламации, образовав Нац. муз. ин-т (с 1795 — Консерватория музыки и декламации). П. становится важнейшим центром муз. образования.

В 19 в. возникали разл. формы муз. жизни, отвечавшие новым социальным условиям. По-прежнему большой обществ. резонанс имели оперные спектакли. П. наряду с крупными итал. городами на протяжении большей части 19 в. был центром европ. оперного искусства. "Корол. академия музыки" неоднократно меняла своё местопребывание (в 1821-73 — в зале на улице Пельтье — "Саль де ла рю Ле Пельтье") и название (в т.ч. в 1804-14 — "Имп. академия музыки", в 1815-71 — "Корол. академия музыки и танца", в 1871-75 — "Нац. академия музыки и танца"; с 1831 было введено гос. управление т-ром и установлена дотация; с 1875 спектакли проходят в здании, построенном по проекту арх. Ш. Гарнье, т-р стал называться "Гранд-Опера"). Спектакли отличались высоким исполнительским уровнем. Среди руководителей т-ра были видные музыканты — Р. Крейцер, Ф. Хабенек, Ш. Ламурё, Э. Колонн, П. Видаль. На его сцене выступали известные певцы — Ж. Л. Дюпре, Ж. Л. Лассаль, В. Морель, Ж. Ф. Дельмас, Э. и Я. Решке; певицы — П. Виардо, М. Малибран, Д. Aртo, А. Патти; танцовщицы — М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито; танцовщики и балетмейстеры — Ф. Тальони, М. Коралли, Ж. Перро, А. Сен-Леон и др. Основу репертуара в 1-й пол. 19 в. составляли романтич. оперы Ф. Обера, Ф. Галеви, А. Буальдьё, Ф. Герольда. Сложился жанр большой оперы, крупнейшим представителем к-рого был Дж. Мейербер. В 30-е гг. 19 в. упрочилась слава П. как мирового муз. центра, привлекавшего крупнейших музыкантов из др. стран. Здесь работали Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, впервые ставились мн. их произв. Во 2-й пол. 19 в. репертуар "Гранд-Опера" обновляется, однако ему была свойственна известная консервативность. Иной характер носила деятельность более демократичного т-ра "Опера комик" (т-р также неоднократно менял своё местопребывание, с 1898 находится в т.н. "третьем зале Фавар", специально выстроенном по проекту арх. Л. С. Берине). Этот т-р способствовал развитию нац. иск-ва. Здесь состоялись премьеры мн. произв. Обера, Герольда, А. Адана, Ф. Давида, Ф. Флотова, Ж. Массне, Ш. Гуно, А. Тома, Ж. Бизе, К. Сен-Санса, Л. Делиба, Э. Лало, Ж. Оффенбаха, а в нач. 20 в. — К. Дебюсси, П. Дюка, Г. Шарпантье. Картину муз.-театр. жизни дополняли небольшие труппы, в отдельные периоды успешно конкурировавшие с осн. т-рами. В их числе — Франц. т-р оперы-буффа (преобразованный из "Театра Месьё"), Итальянская опера, сыгравшая важную роль в пропаганде творчества Россини (в 1824 он возглавлял труппу т-ра), а позже Дж. Верди. В 1851 был создан "Театр лирик". На его сцене ставились мн. оперы Гуно, в творчестве к-рого получил наиболее совершенное воплощение жанр лирической оперы. Здесь впервые в П. прозвучало немало новых опер, в т.ч. "Троянцы" Берлиоза, "Искатели жемчуга" Бизе, "Риголетто" и "Травиата" Верди. Оперные спектакли шли также на сцене драм. т-ров, в т.ч. т-ра "Одеон" (осн. в 1808; в разные годы его руководителями были Г. Спонтини, Ф. Паэр).

Годы Второй империи (1852-70) отмечены увлечением кафе-концертами, театр. ревю, иск-вом шансонье, возникали многочисл. т-ры лёгких жанров, где ставились оперетты, водевили, фарсы. Среди создателей жанра оперетты — Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Эрве. Были открыты т-ры "Буфф-Паризьен" (1855, его основатель и рук. до 1866 Оффенбах, к-рый возглавлял в 1872-76 т-р "Гетй"), "Дежозе" (1859), "Фоли драматик" (1862), "Фоли бержер" (1872; позже стал мюзик-холлом).

По интенсивности и разнообразию конц. жизни П. в 19 в. занимал одно из первых мест в Европе. Наряду с франц. музыкантами здесь выступали иностр. виртуозы (в основном в аристократич. салонах и кружках). С П. связана творч. деятельность Ф. Листа (30- 40-е гг.) и Ф. Шопена, здесь концертировали Н. Паганини, А. Вьётан, Ф. Калькбреннер, З. Тальберг, и мн. др. музыканты. Ряд старых конц. об-в, в т.ч. "Духовные концерты", распался в период революции и правления Наполеона, уступив место более демократич. и часто коммерч. начинаниям. Возникли первоклассные симф. оркестры. В 1828 Ф. Хабенек основал "Об-во концертов Парижской консерватории", где выступали не только известные проф. музыканты, но и студенты. Концерты проходили в зале на Меню-Плезир, позже в "Театре Елисейских полей" (открыт в 1913); разнообразные программы включали симф., камерную музыку. В 1851 Ж. Падлу организовал "Об-во молодых артистов консерватории", также проводившее общедоступные циклы концертов классич. музыки (в зале А. Герца); в 1861 на основе этого об-ва возникли "Нар. концерты классич. музыки" (существовали до 1884; возобновлены Падлу в 1886-87; с 1920 возрождены дирижёром Рене-Батоном как "Ассоциация концертов Падлу", дающая воскресные концерты). В 1873 по инициативе издателя Ж. Хартмана было создано ещё одно значит. конц. об-во — "Нац. концерты" (с 1874 — "Концерты Шатле", затем "Концерты Колонна", по имени их первого дирижёра Э. Колонна). Это об-во и его оркестр сыграли значит. роль в пропаганде франц. музыки, особенно соч. Г. Берлиоза и С. Франка. В "Концертах Колонна" дирижировали Р. Штраус, X. Рихтер, Ф. Мотль, А. Никиш, Э. Григ, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков. В том же 1873 по инициативе дирижёра Ш. Ламурё осн. "Об-во священной гармонии" (Sociйtй de l'Harmonie sacrйe), в концертах к-рого впервые прозвучал в П. ряд монументальных произв. И. С. Баха и Г. Ф. Генделя (в 1881 преобразовано в "Об-во новых концертов", с 1897, после объединения с "Концертами оперы", руководимыми К. Шевилларом, — в "Концерты Ламурё"). Существ. роль на протяжении 19 в. играли также об-ва: "Концерты Валентино" (1837-41), "Духовные концерты в Сорбонне" (1898-1914) и др. Камерную музыку пропагандировали "Об-во духовых инструментов" (Sociйtй des Instruments а vent), "Совр. об-во струн. инструментов" (1895), "Классич. об-во", созданное на базе квартета Э. Лало (осн. в 1855), "Ассоциация камерной музыки", созданная Ламурё. Большую роль в обновлении и утверждении нац. традиций франц. музыки сыграло Национальное музыкальное общество (осн. в 1871 К. Сен-Сансом и Р. Бюссином при поддержке С. Франка). Значит. развитие получило и хор. исполнительство, к-рое постепенно перемещалось из церквей в конц. залы. Ещё в 1820 Ш. Сельер основал об-во духовной музыки "Сесильенс". Большую роль сыграли хоры любительского об-ва "Орфеон" (в 1835 нек-рые муж. хоры включали до 300 человек). В сер. 19 в. насчитывалось (с мно-гочисл. филиалами в провинции) более 1500 хоров (60 000 человек). Среди их руководителей — Г. Л. Вилем, Ж. Юбер, Гуно, Ф. Э. Ж. Базен, Падлу. В концертах "Об-ва вокальной религ. и классич. музыки" (Sociйtй pour la musique vocale religieuse et classique, осн. в 1843) исполнялись произв. композиторов 16-17 вв. В 1879 возникло об-во "Конкордия", специализировавшееся на исп. произв. Баха и Генделя, в 1892 — "Ассоциация певцов Сен-Жервез", пропагандировавшая музыку эпохи Ренессанса, в нач. 20 в. — Баховское (1904) и Генделевское (1908) об-ва.

В П. расцвёл жанр шансон, нередко носивший остросоциальный критич. характер. Имена шансонье пользовались большой популярностью; одного из них — Г. Монтегюса неоднократно слушал и высоко ценил В. И. Ленин. Оживлению муз. жизни П. в кон. 19 — нач. 20 вв. способствовали всемирные выставки, сопровождавшиеся насыщенными конц. программами. К выставке 1878 был открыт зал Трокадеро, служивший (до 1937) местом спектаклей и концертов. В нач. 20 в. большим событием в муз. жизни П. стали "Русские сезоны" (организованы в 1907 С. П. Дягилевым), познакомившие франц. публику с достижениями рус. музыки, оперного и балетного иск-ва, крупнейшими исполнителями (выступали С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский и др.). В П. продолжало развиваться органное иск-во. Во многих соборах города работали выдающиеся музыканты, способствовавшие развитию романтич. стиля органного исполнительства, — Сен-Санс, Франк, Ш. Турнемир и др. В ряде церквей фирма "Кавайе-Коль" установила новые и реконструировала старые органы. Органные концерты проходили также в зале Трокадеро. На протяжении большей части 19 в. муз. кадры готовила по-прежнему консерватория, к-рую возглавляли крупные музыканты — Ф. Перн, Л. Керубини, Ф. Обер, А. Тома, Т. Ф. К. Дюбуа, К. Дальвенкур. Среди частных уч. заведений выделялись школа Нидермейера, готовившая композиторов и органистов (открыта в 1853 на основе реорганизованного Ин-та церк. музыки, созданного в 1817 А. Э. Шороном), крупное уч. заведение консерваторского типа "Схола канторум" (осн. в 1894 по инициативе В. д'Энди, к-рый был её директором в течение мн. лет, Ш. Борда и А. Гильмана). Муз. жизнь города широко освещалась в прессе: мн. ведущие газеты имели постоянный муз. раздел. В П. были сосредоточены издательские фирмы (Косталла, Амель, Дюран, Эшиг, Лероль, Ледюк, Лемуан, Сенар и др.).

После 1-й мировой войны 1914-18 в значит. степени изменился характер муз. жизни П. Продолжали свою деятельность конц. об-ва, возникшие в 19 в. На первый план выдвинулись разл. композиторские группы, во многом определяющие пути развития совр. музыки. Среди них — "Шестёрка", сложившаяся к 1920 (в неё входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер), аркёйская школа (творч. группа молодых музыкантов, объединившаяся в нач. 20-х гг. вокруг Э. Сати), "Молодая Франция" (возникла в 1935, манифест опубл. в 1936; среди её членов — О. Мессиан, А. Жоливе, Даниель-Лесюр, И. Бодрие). Большое значение имело создание Нар. муз. федерации (1936), входившей в антифаш. Нар. фронт и объединявшей в своих рядах мн. прогрессивных музыкантов Франции. П. по-прежнему оставался местом премьер большинства произв. франц. композиторов, здесь регулярно гастролировали ведущие солисты мира. Возросла роль П. как мирового центра муз. образования, в первую очередь подготовки композиторов. В консерватории, "Схола канторум", а также во вновь созданных "Эколь нормаль" (осн. в 1919 А. Корто и А. Манжо) и Амер. консерватории в Фонтенбло (осн. в 1918 Ф. Л. Казадезюсом) получали образование и совершенствовались музыканты мн. стран. В 1937 значит. событием муз. жизни стали мероприятия, проводившиеся в связи с очередной Всемирной выставкой, в т.ч. гастроли сов. артистов, первый во Франции Междунар. конкурс и конгресс вокалистов, открытие зала Шайо.

Во время фашистской оккупации в годы 2-й мировой войны 1939-45 муз. жизнь П. фактически замерла. Исключением явилась организация в 1943 по инициативе Ж. Тибо и М. Лонг конкурса пианистов и скрипачей (вначале — национальный, с 1946 — международный), символизировавшего протест против подавления нац. культуры.

После освобождения страны т-ры возобновили пост. опер и балетов франц. авторов, в концертах вновь зазвучали произв. отечеств. композиторов, находившиеся под запретом. Возродилась деятельность большинства прежних муз. учреждений, были созданы новые. Однако П. в значит. степени утратил роль центра мировой муз. культуры, что объяснялось снижением художеств. уровня мн. коллективов, недостатком средств и эмиграцией ряда ведущих музыкантов. Большие трудности пережили оба муз. т-ра столицы -"Гранд-Опера" и "Опера комик". После войны было осуществлено организационное объединение руководства обеих трупп, предусмотренное декретом правительства от 1939. Постепенно т-р "Опера комик" терял самостоятельность, превращаясь по существу в филиал "Гранд-Опера", а в 1972 прекратил существование (с 1973 функционирует как уч. оперная студия). В 1954 в П. был создан "Театр Наций" (его спектакли проходят в разных театр. помещениях, в т.ч. в "Театре Елисейских полей", "Театре Сары Бернар"), где выступают оперные, балетные, драм., этнографич. коллективы мн. стран. В 50-60-х гг. не отличалась активностью деятельность "Гранд-Опера" (с 40-х гг. репертуар т-ра обновлялся медленно). Лишь в 70-х гг., когда т-р после капитальной реставрации (1971-72) возобновил свою деятельность под рук. нового директора — комп. Р. Либермана, наметилась тенденция к подъёму художеств. уровня спектаклей.

Основой конц. жизни в послевоенные годы остаются прежние конц. общества, прежде всего деятельность музыкантов двух главных оркестров П. — Гос. симф. оркестра Франц. радио и телевидения (осн. в 1954) и Национального оркестра. В 1967 был основан Парижский оркестр под рук. Ш. Мюнша, объединивший лучших музыкантов и вскоре ставший ведущим коллективом столицы. Наряду с ними действует много конц. бюро и частных импресарио. С кон. 40-х гг. П. стал одним из центров авангардистских течений в музыке, не пользующихся, однако, вниманием широкой аудитории. В 1948 П. Шеффер основал Группу исследований, занимавшуюся экспериментами в области электронной и конкретной музыки, в 1947 М. Охана — группу "Зодиак", в 1954 П. Булез — концерты под назв. "Domaine musicale" (в 1967-73 их возглавлял комп. Ж. Ами, в 1974 они прекратились).

В П. проводятся: Междунар. конкурс пианистов и скрипачей им. М. Лонг — Ж. Тибо, конкурс пианистов им. М. Тальяферро (1957-68), конкурс пианистов им. Д. Чифры в Версале (с 1968), конкурс гитаристов (1959, с 1961 — международный; до 1963 под назв. "Интернациональный кубок гитаристов", с 1964 — Междунар. конкурс гитары Франц. радио и телевидения), конкурс исполнителей франц. вок. музыки (осн. в 1957 по инициативе певицы М. Жерар, с 1959 — международный), конкурс вокалистов им. Н. Перуджа (с 1960), конкурс арфистов и др. Значит. резонанс получили в кон. 50-х гг. Междунар. хор. олимпиады. Ежегодно проводится ряд фестивалей, среди к-рых выделяются: Осенний фестиваль, посв. классич. музыке, Парижский фестиваль музыки 20 в. (осн. в 1952 Н. Набоковым), Междунар. фестиваль танца, театр. фестивали в "Театре Наций". Центрами конц. жизни являются залы "Гаво" и "Плейель", Дома Радио, в летние месяцы — Дворец Шайо, открытые эстрады парков и садов; массовые муз. мероприятия проходят в "Театре Наций", Дворце конгрессов (открыт в 1975). Лёгкая музыка, и прежде всего эстр. песня, звучит в больших кабаре — "Казино де Пари", "Олимпия", "Одеон", "Фоли бержер".

В П. сосредоточены важнейшие муз. науч.-исследоват. учреждения, в т.ч. Ин-т музыковедения, Ин-т по исследованию и координации акустики и музыки (осн. в 1975, возглавляет его Булез). Осн. хранилищами архивных материалов, книг о музыке, нот являются Нац. б-ка (отделение музыки создано в 1935), Б-ка и Музей муз. инструментов при консерватории, Б-ка оперы, этномуз. отделение Музея человека, Музей традиционных иск-в и др. В П. находятся крупнейшие муз. ассоциации и учреждения Франции, в т.ч. Нац. муз. комитет Франции, Муз. федерация, правление об-ва "Музыкальная молодёжь Франции", Академия грампластинки им. Ш. Кро и др. П. — резиденция Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. В П. издаются муз. журналы, в т.ч. "Revue musicale" (1817-35), "Revue de musicologie" (с 1917), "Journal musical franзais" (1951-66), "Courrier musical de France" (c 1963), "Diapason" (c 1956), "Harmonie" (c 1964), "Musique en jeu" (c 1970).

Литература: Луначарский А. В., Парижские письма, "Театр и искусство", 1913, 9 июня, то же, под назв. Русские спектакли в Париже, в его кн.: В мире музыки, М., 1971; его же, Борис Годунов по-французски, "День", 1913, 31 окт.; его же, Русские спектакли в Париже, "Современник", 1914, кн. 14-15, см. также в его кн.: В мире музыки, М., 1971; Sauvа1 H., Histoire et recherches des antiquitйs de la villa de Paris, t. 1-3, P., 1724; Веаuсhamps P.-Fr. G. de, Recherches sur les thйвtres de France depuis l'annйй 1161 jusques а presйnt, v. 1-3, P., 1735; Parfaict Fr. et С 1., Dictionnaire des thйвtres de Paris, v. 1-7, P., 1756; Traveno1 L., Durey de Noinville J., Histoire du thйвtre de l'Acadйmie royale de musique en France, pt. 1-2, P., 1757; Blaze Fr. H. J. dit Castil, Thйвtres lyriques de Paris, v. 1-3, P., 1855-56; Jullien A., La comedie а la cour de Louis XVI, P., 1875; Ezvar du Faye, Thйвtres lyriques de Paris. 1671-1847, P., 1878; Vida1 A., La chapelle St. Julien-des-mйnestriers et les mйnestrels а Paris, P., 1878; Auriac E. d', La corporation des mйnestriers et le Roi des violons, P., 1880; Rоbert G., La musique а Paris, P., 1895-1900; Pierre C. V. D., Notes inйdites sur la musique de la Chapelle royale, P., 1899; Albert M., Les thйвtres de la Foire (1660-1789), P., 1900; его же, Les thйвtres des boulevards (1789-1848), P., 1902; Gastоuй A., Histoire du chant liturgique а Paris, P., 1904; Lecomte L. H., Histoire des thйвtres de Paris. 1402-1904, P., 1905; Tiersot J., Les fкtes et les chants de la rйvуlution franзaise P., 1908 (рус. пер. — Tьeрсо Ж. Б. Э., Песни и празднества Французской революции, М., (1917), 1933); Combarieu J., Histoire de la musique..., t. 1 — Des origines в la fin du XVI siиcle, P., 1913 (рус. пер. отд. глав, в кн.: Комбарьё Ж., Французская музыка XVI века, М., 1932); Prod'homme J. G., L'Opйra (1669-1925), P., 1925; Indy V. d', La schola cantorum, P., 1927; Mй1ese P., Le thйвtre et le Public а Paris sous Louis XIV..., v. 1-2, P., (1935); Vaillat L., La danse а l'Opйra de Paris, P., 1951; Lejeune A., Wolff St., Les quinze salles de l'Opйra de Paris. 1669-1955, P., 1955; Wolff St., L'Opйra an Palais Garnier (1875-1962), P., 1962.

Л. Г. Григорьев.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте