Большая советская энциклопедия

Парнас

I

Парна́с

Яков Оскарович [16(28).1.1884, деревня Мокряны, ныне Дрогобычского района Львовской области,—29.1.1949, Москва], советский биохимик, академик АН СССР (1942) и АМН СССР (1944). Окончил Высшую техническую школу в Берлин-Шарлоттенбурге (1904), совершенствовался в Страсбурге (1905) и Цюрихе (1906—07). С 1913 доцент в Страсбурге, с 1916 заведующий кафедрой физиологической химии Варшавского университета. В 1920—41 профессор и директор института медицинской химии Львовского университета; в 1944—48 директор института биохимии АМН СССР, в 1943—49 заведующий организованной им лабораторией физиологической химии АН СССР. Основные труды по тканевому обмену углеводов и ферментативным процессам, лежащим в основе мышечного сокращения (См. Мышечное сокращение). В 1935 (совместно с польским учёным Т. Барановским) открыл процесс расщепления гликогена с участием фосфорной кислоты, названной им фосфоролизом. Дал теоретический анализ механизма Гликолиза и спиртового брожения и связи между реакциями гликолиза и др. превращениями в мышцах. Один из пионеров применения в СССР изотопного метода в биохимии. Член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», член-корреспондент Польской АН, почётный доктор Сорбонны и Афинского университета. Государственная премия СССР (1942). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Избр. труды, М., 1960.

II

Парна́с (Parnasós)

горный массив в Греции, к С. от Коринфского залива. Высота до 2457 м. Сложен преимущественно известняками, имеет скалистую вершину. До высоты 1000 м покрыт средиземноморской кустарниковой растительностью, выше — хвойными лесами.

В древнегреческой мифологии П. считался местом обитания Аполлона и муз (См. Музы). У подножия П. находился г. Дельфы со знаменитым храмом Аполлона. В переносном смысле П.— содружество поэтов, парнасские цветы — стихи, парнасские сестры — музы.

III

(«Парнас»)

название группы французских поэтов, утвердившееся после выхода сборника «Современный Парнас» (1866). Главой группы был Ш. Леконт де Лиль. Отказываясь от романтического бунта, критики действительности, сентиментального лиризма прошлого, парнасцы требовали ухода от современности в мир «бесстрастной» поэзии, новых форм и поэтического языка. Это было «... буржуазным отрицанием буржуазной пошлости...» (Плеханов Г. В., Искусство и литература, 1948, с. 308). Идея «искусства для искусства» (См. Искусство для искусства), высказанная ещё Т. Готье, стала их программой. В первом сборнике (18 выпуск, март — июль 1866) участвовали 37 поэтов, многие начинающие (П. Верлен, С. Малларме и др.). Сборник имел успех, но вызвал споры, критику (Э. Золя, братьев Э. и Ж. Гонкур), памфлеты и пародии. Культ формы приводил парнасцев к политическому и моральному индифферентизму, внутри группы росли разногласия. Франко-прусская война 1870—71 и Парижская Коммуна 1871 обострили их. Так, Верлен, Л. К. Рикар, А. Глатиньи примкнули к Коммуне, Ф. Коппе и К. Мендес примирились с реакцией. Второй сборник (1871) включал 55 поэтов разных направлений (среди парнасцев был и молодой А. Франс). Третий и последний сборник (1876) напоминал скорее антологию современной французской поэзии. Несмотря на идейную ограниченность эстетики «П.», наиболее талантливые его представители существенно обогатили французскую поэзию конца 19 в.

Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956, с. 582—98; Франс А., Собр. соч., т. 8, М., 1960; Martino Р;, Parnasse et symbolisme, 7 éd.. P., 1947; Ricard L. X. de, Petits mémoires d'un Parnassien. —Racot A., Les Parnassiens, P., 1967.

М. А. Гольдман.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте