Большая советская энциклопедия

Пифагореизм

Пифагореи́зм

Религиозно-философское учение в Древней Греции 6—4 вв. до н. э., исходившее из представления о числе как основном принципе всего существующего. Вначале передавалось устно как тайна, в пределах организованного Пифагором сообщества, которое было одновременно философско-научной школой, религиозно-магическим союзом «посвященных» (исторически находящимися между первобытными «мужскими союзами» и духовными «орденами» средневековья) и, наконец, политической организацией. Первое письменное изложение П. дал Филолай, от которого, как и от Иона Хиосского, остались немногочисленные фрагменты. С конца 5 в. П. стал постепенно сближаться с сократо-платоновской философией. Окончательное оформление П. относится ко времени позднего Платона и древней Академии платоновской (См. Академия Платоновская). Архит Тарентский (1-я половина 4 в.) был последним крупным представителем П. В 1 в. до н. э. идеи П. стали отправным пунктом развития неопифагореизма, существовавшего вплоть до 3 в. (Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский, Нумений и др.).

В отличие от ионийской школы (См. Ионийская школа), стремившейся свести всё существующее к той или иной материальной стихии, П. обращал основное внимание не на самые стихии, а на их оформление, на их арифметически-геометрическую структуру, которую он соединял с акустикой и астрономией. В основе П. лежит учение о числах самих по себе, или о богах как числах, которое развёртывается в учение о космосе как числе, о вещах как числах, о душах как числах и, наконец, об искусстве как числе (концепция числового «канона» в скульптуре, математизация музыки). В П. возникла весьма оригинальная арифметика, придававшая пластический и жизненный смысл каждому числу: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, двоица — как уход в неопределённую даль, троица — как первое оформление этой бесконечности, четверица — как первое телесное воплощение этой триадической формы и т.д. Ранние пифагорейцы, по преданию, при помощи наблюдения над металлическими пластинками разных размеров или сосудов с разным наполнением водой установили числовые отношения, характерные для кварты (4/3), квинты (3/2) и октавы (2/1), которые объединялись с материальными стихиями или с правильными геометрическими телами. Тоны, полутоны и ещё меньшие части тона были осознаны у пифагорейцев с точностью, превышающей точность новоевропейской акустики. Эта физически-арифметически-акустическая концепция распространялась на весь космос, мыслившийся состоящим из десяти небесных сфер, каждая из которых издавала свой характерный звук, состояла из определённой комбинации правильных геометрических тел и выявляла определённую материальную стихию с той или иной структурой, пропорцией и тонкостью её консистенции.

Учение П. о душе как о нематериальном начале включалось в общее учение о круговороте вещества, откуда и возникло знаменитое орфико-пифагорейское (см. Орфики) учение о переселении и вечном круговороте душ.

Философскую систематизацию древнейшего мифологического представления о так называемых бинарных оппозициях представляет собой пифагорейское учение о противоположностях. Среди них выделяются 10 основных: предел (конечное) и беспредельное (бесконечное), нечётное и чётное, одно и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое, квадратное и продолговато-четырёхугольное. Музыкально-этическое «согласие» противоположностей Филолай называл гармонией (См. Гармония).

Наконец, П. проповедовал аскетизм в античном смысле слова; здоровая душа требовала здорового тела, а то и другое — постоянного музыкального воздействия, сосредоточивания в себе и восхождения к высшим областям бытия, так что музыка, философско-мистическая медитация и практическая медицина почти отождествлялись в П.

Идеи П. получили распространение не только в античности, но также в средние века и в новое время.

Фрагменты в кн.: Diels Н., Fragmente der Vorsokratiker, hrsg. von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1—2, В., 1960, Cap. 14—20, 32—58; в рус. пер. — Маковельский А., Досократики, ч. 3, Каз., 1919.

Лит.: Дынник М. А., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, гл. 2; Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 263—315; Méautis G., Recherches sur le Pythagorisme, Nchât., 1922; Zeller E., Die Philosophie der Griechen....7 Aufl., Tl 1, Hälfte I, Lpz., 1963, S. 445—617; Frank E., Plato und die sogenannten Pythagoreer, Halle (Saale), 1923; Haase R., Geschichte des harmonikalen Pythagoreismus, W., 1969; Vogel C. J. d e, Pythagoras and early Pythagoreanism, Assen, 1966.

А. Ф. Лосев.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте