Большая советская энциклопедия

Плагальная каденция

Плага́льная каденция

(позднелат. plagalis, от греч. plágios — боковой, косвенный)

(музыкальное), тип гармонической каденции, в котором заключительной тонике (См. Тоника) предшествует Субдоминанта (IV — I, — I, — I и т.п.). Противопоставляется главному, основному типу — автентической каденции, в которой осуществляется переход от доминанты к тонике. Сравнительно с автентической каденцией П. к. имеет более мягкий, менее динамичный и напряжённый характер. П. к. нередко встречается в заключениях полифонических композиций эпохи Возрождения (отсюда др. название — церковная каденция), а также в русской музыке (в связи с типичной для русского народа музыки плагальностью и характерным мелодическим заключением IV — I; пример — песня Садко «0й ты, тёмная дубравушка» из 2-й картины оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»).

Лит.: Трамбицкий В. Н., Плагальность и родственные ей связи в русской песенной гармонии, в сборнике: Вопросы музыкознания, в. 2, М., 1955.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте