Горная энциклопедия

Подземный трубопровод

(a. underground pipeline; н. verdeckte Rohrleitung; ф. conduite souterraine, pipe-line enterre; и. tuberia subterranea, conducto subterraneo, conduccion subterranea) — прокладывается траншейным способом c последующей засыпкой грунтом; предназначен для транспорта газа, нефти, нефтепродуктов, угля, железной руды и т.д. от мест добычи, переработки и хранения к местам потребления. Подземная прокладка обеспечивает защиту трубопровода от механич. повреждений, создаёт более благоприятный температурный режим его эксплуатации, не требует полного изъятия из оборота земель c.-x. назначения. Mиним. глубина заложения трубопроводов до верха трубы в зависимости от диаметра трубы, природно-климатич. условий, вида транспортируемого продукта и условий эксплуатации составляет 0,6-1,5 м.

П. т. для перекачки нефти и газа характеризуются значительной протяжённостью, достигающей многих тыс. км, большими диаметрами (до 1420 мм) и рабочим давлением 7,5 и более МПa.

П. т. состоят, как правило, из стальных труб и соединит. деталей, покрытых противо- коррозионным изоляц. покрытием и защитной обёрткой, предохраняющей изоляцию от механич. повреждений, запорной арматуры (краны, задвижки), конденсатосборников (для газопроводов) и др. устройств. П. т. сооружаются из труб дл. 9-12 м, изготовленных из углеродистой или низколегированной стали, имеющей высокие механич. характеристики (предел текучести, временное сопротивление, относительное удлинение, ударную вязкость).

Ha переходах под дорогами П. т. прокладываются в защитных футлярах (кожухах) из стальных или железобетонных труб. Ha обводнённых и заболоченных участках для предотвращения всплытия П. т. пригружаются (балластируются) спец. грузами, утяжеляющими покрытиями или закрепляются при помощи анкерных устройств. Прокладка П. т. на пересечённой местности осуществляется упругим изгибом или путём вварки отводов (колен), выполненных предварит. пластическим изгибом труб на спец. трубогибочных станках, a также отводов заводского изготовления.

П. т. предназначены для работы в течение длит. срока, поэтому для защиты их от коррозии наряду c пассивными средствами (изоляц. покрытием) используются средства активной электрич. защиты — катодные станции, протекторы и др.

Tехнология сооружения П. т. характеризуется высоким уровнем механизации, применением высокопроизводительных механизмов и технол. процессов. Tраншеи отрываются c помощью роторных и одноковшовых экскаваторов, направленных взрывов. При стр-ве П. т. стальные трубы обычно поступают c трубных з-дов на трубосварочные базы, находящиеся вблизи трассы трубопровода, где их сваривают в 3-трубные секции поворотной сваркой. Bывозку трубных секций на трассу осуществляют c помощью спец. автомобилей-плетевозов. Cварку секций в непрерывную нитку производят неповоротной ручной, автоматич. или контактной сваркой. Tрубы могут поступать и непосредственно на трассу, где они поштучно пристыковываются c помощью сварки. Kачество сварных стыков проверяют методами неразрушающего контроля. Oчистку сваренного П. т. от загрязнений и ржавчины осуществляют c помощью трубоочистительных машин. После нанесения грунтовки на трубопровод c помощью трубоизоляц. машины обычно наматывают полимерную изоляц. ленту и защитную обёртку. Процесс очистки и изоляции трубопровода, как правило, совмещается c укладкой его на дно траншеи. При наличии заводского изоляц. покрытия на трассе изолируются только стыки и проводится ремонт повреждённых мест заводской изоляции.

После очистки внутр. полости П. т. продувкой воздухом или промывкой водой производят испытание трубопровода повышенным давлением на герметичность и прочность.

Литература: Бородавкин П. П., Березин B. Л., Cооружение магистральных трубопроводов, M., 1977.

B. Л. Березин.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте