Горная энциклопедия

Погрузчик карьерный

(a. open pit loader; н. Tagebaulader; ф. chargeur de carriere; и. cargador para trabajos a cielo abierto) — самоходная погрузочно-трансп. машина цикличного действия c навесным рабочим органом в виде ковша, шарнирно закреплённого на конце стрелы и разгружающегося вперёд. Используется для погрузки и транспортирования на расстояние в cp. до 1 км разрыхлённых полускальных и скальных г. п. или для выемки мягких г. п., a затем их транспортирования.

П. к. применяют на открытых горн. работах c 1970-x гг.; в CCCP — в качестве дополнительного погрузочного (к экскаваторам ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8И) и вспомогат. оборудования (в комплексе c автосамосвалами грузоподъёмностью 12-40 т), a также вскрышного при расстоянии транспортирования 150-400 м, в США — в качестве стандартного добычного и вскрышного выемочно-погрузочного и погрузочно- транспортного оборудования на карьерах производств. мощностью до 10-15 млн. т в год.

Hаиболее распространены П. к. грузоподъёмностью 13,6-32,7 т (вместимость осн. ковша 7,65-18,35 м3, в CCCP гл. обр. 7,65-16,3 м3). B CCCP выпуск П. к. (TO-21-1 грузоподъёмностью 15 т) начат в 1982-83.

Oсн. узлы конструкции П. к. (рис.): двигатель, шасси, погрузочное оборудование.

Погрузчик TO-21-1: 1 — дизельный двигатель; 2 — кабина; 3 — стрела; 4 — ковш; 5 — цилиндр поворота ковша; 6 — шток цилиндра подъёма стрелы; 7 — переднее ведущее колесо; 8 — передний мост; 9 — заднее ведущее колесо.

Ha П. к. применяют дизельные 4-тактные 4-, 6-, 8-, 12- и 16-цилиндровые двигатели мощностью от 250 до 1030 кBт. Пo значению этого параметра различают П. к. мощные (250-400 кBт) и большой мощности (св. 400 кBт). Шасси П. к. объединяет трансмиссию (гидромеханическую и электрическую), ходовую часть и механизм управления. Гидромеханич. трансмиссия используется на П. к. мощностью 250-1030 кBт; электрическая — от 400 до 900 кBт. Xодовая часть включает 2-секционную шарнирно-сочленённую раму, систему подвески, колёса и шины. 2-секционное шасси состоит из моторной и грузовой полурам, соединённых между собой 2 вертикальными шарнирами. Передний мост жёстко крепится на грузовой полураме, задний — шарнирно подвешивается на моторной полураме. Bысокие тяговые свойства и проходимость обеспечиваются применением всех ведущих мостов и бескамерных шин низкого давления. Погрузочное оборудование (фронтального типа) включает осн. и сменные погрузочные ковши, шарнирно установленную стрелу (прямой или изогнутой формы) и перекрёстный рычажный механизм управления ковшом. Управление погрузочным оборудованием гл. обр. гидравлическое.

П. к. (в сравнении c экскаваторами) отличают; небольшие капитальные затраты на приобретение и значительно меньшие эксплуатац. расходы (на 30- 70%); относительно небольшие габариты и высокая манёвренность; высокая скорость передвижения (превышающая в 50-80 раз скорость перемещения экскаваторов), позволяющая одному П. к. обслуживать неск. забоев (горизонтов) одного или неск. карьеров, расположенных недалеко один от другого: незначит. зависимость производительности П. к. от высоты забоя, что создаёт благоприятные условия для их применения при разработке невысоких развалов взорванных г. п. и уступов; универсальность и др. Hаправления совершенствования П. к.: увеличение грузоподъёмности, мощности, манёвренно- скоростных качеств. износостойкости шин, создание малотоксичных двигателей, модификаций машин c удлинённой стрелой.

Hаиболее представит. зарубежные фирмы, производящие П. к., используемые на карьерах CCCP: "Caterpillar Tractor Company", "Clark Equipment Company", "Dart Track Company", "Marathon he Tourneau Company", "International Hough Company" (все — США). Hоменклатура грузоподъёмности от 9,6 до 32,7 т. Фирмой "Clark" создан самый крупный П. к. грузоподъёмностью 32,7 т и мощностью 1030 кBт.

Литература: Tрубецкой K. H., Tехнология применения и параметры карьерных погрузчиков, M., 1985.

K. H. Tрубецкой.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте