Большая советская энциклопедия

Пор-Рояля логика

Пор-Роя́ля логика

Логическое учение, изложенное в книге последователей Р. Декарта — аббатов монастыря Пор-Руаяль А. Арно и П. Николя «Логика, или Искусство мыслить» (1662). Состоит из 4 основных частей: учение о понятии, учение о суждении, учение об умозаключении, учение о методе. В П.-Р. л. впервые различаются содержание понятия (т. е. характеризующая его совокупность признаков) и его объём (класс объектов, обладающих этими признаками). Авторы П.-Р. л. выдвигают идею построения специального логического языка (см. Формализованный язык), использование которого в научных исследованиях и при изложении результатов позволило бы избежать распространённых логических ошибок, поскольку такой язык был бы свободен от полисемии (См. Полисемия) и омонимии (См. Омонимия): Каждый его термин должен иметь в точности один смысл, вводимый соответствующим Определением. Вообще в П.-Р. л. значительное место занимает теория определений (идущая главным образом от Б. Паскаля (См. Паскаль)), строго различающая определения номинальные (вводящие имена — термины, до определения вообще не наделённые никаким смыслом или значением) и реальные (поясняющие значения имён некоторых «реальных» объектов с помощью терминов, связанных с др. реальными объектами); принятие какого-либо определения 1-го рода есть лишь вопрос терминологического соглашения, в то время как определение 2-го рода есть предложение, нуждающееся, вообще говоря, в обосновании. Центральная роль в П.-Р. л. играет проблематика, с современной точки зрения вообще не относящаяся к логике, например развивающее идеи Декарта т. н. учение о методе, согласно которому научные истины должны открываться посредством Анализа некоторых данных, а передаваться и упорядочиваться — с помощью их Синтеза. П.-Р. л. разработала систему методологических рекомендаций, относящихся к формированию определений, аксиом (См. Аксиома), умозаключений (См. Умозаключение), доказательств (См. Доказательство) и научных методов как таковых. В собственно логическом (в современном смысле слова) отношении П.-Р. л. можно рассматривать как рационалистическую критику схоластической логики и реконструкцию логики в духе идей Аристотеля (См. Аристотель) (также с критическим их переосмыслением, например в связи с аристотелевским учением о категориях (См. Категории)). Наряду с Пор-Рояля грамматикой (См. Пор-Рояля грамматика) П.-Р. л. предвосхитила некоторые важные принципы современной формальной (символической или математической) логики, например в вопросе о структуре сложных суждений (высказываний (См. Высказывание)).

Лит.: Котарбиньский Т., Избр. произв., пер. с польск., М., 1963.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте